В жизни каждого экстремального каякера есть момент, когда он решил замочить срань. На что надо обратить внимание перед тем, как это сделать? Попробую поделиться своими соображениями. У меня большой опыт ходить срани первым, поэтому надеюсь мой опыт будет вам полезен. Это не значит, что надо делать также как я. Нет, каждый сам выбирает и подбирает для себя свой режим просмотра и оценки. Для начала расскажу общие соображения:
Не торопитесь сесть в лодку и замочить срань (очень распространенная ошибка "недосмотрел").
Но при этом не надо затягивать просмотр, а то вы увидите такое, чего там нет и в помине. Главное правильно оценить направление потоков, и вашу траекторию по ним, сложные места и как с ними бороться.
Вы осмотрели срань и решили, что вы её идете. Что обычно делаю я в этой ситуации?
Перед вами срань, которую вы сможете пройти только изрядно напрягшись, и не важно, что это 15 метровый водопад со сложным заходом и выходным порогом или небольшой порог. Вы вышли из лодки и пошли смотреть. Смотреть всегда удобнее снизу порога, идя вверх, но по дороге вниз наметьте основные моменты. Например, тут мне будет проще с права, или наоборот с права никак нельзя. Потом весь порог свяжется в одну цепочку и вы найдете правильную траекторию. Пару слов о траектории: желательно всегда выбирать траекторию с наименьшим количеством поворотов. Т.е. если у вас срань с немалым падением, то ее надо ехать не меняя крена. Да, естественно далеко не все пороги так проходятся, но каждый маневр в пороге это узкое место. Если порог требует маневра, то старайтесь подобрать место наиболее спокойное для него (лучшее место это улово).
Итак, вы поднимаетесь вверх по порогу и смотрите на реку, постарайтесь запомнить ориентиры, которые вы сможете различать даже с залитыми глазами. Например, до первого слива правее справа от маленькой бочки (тут проблем нет, глаза еще не залиты и можно добавить деталей); далее правее и обойти большой камень справа (за камнем поворот - это наиболее спокойное место в пороге ) и налево; слив и попасть в следующий слив между камней; отбойник (поворот на отбойнике) и последняя ступень опять правее. Это описание прохождения пасечного порога ВМ (верхней Мзымты), правда говорят его давно перемыло. Порог длинный и два раза меняем "галс", один раз это спокойное место за камнем, второй - это отбойник.
Да, использование структур реки это еще один прием, который стоит использовать. Это огромная тема, и этому невозможно учить на пальцах или в интернете. Но известный факт, что лодку легче разворачивать на валах, или использовать край бочки для поворота за нее, этот прием хорош для большой воды, он позволяет попасть в "тень" бочки и получить немного времени для выбора траектории или ее корректировки. Но на большой воде для обозревания просторов лучше использовать валы. С них лучше видно и с них можно быстро драпать в нужную сторону.
На что еще стоит обратить внимание при подъеме вдоль порога наверх:
Найти самое сложное место порога и посмотреть, что может с вами приключится. На примере: возьмем выше описанную траекторию, и допустим, что после первого слива вы не ушли в право. Что будет? Все очень просто, вы не сможете попасть налево за камни и ваша траектория сильно меняется, но достойное прохождение еще возможно, т.е. говоря другими словами, посмотрите все возможные линии в пороге, и наиболее узкие места порога, что бы знать где какой линией можно воспользоваться.
Где и куда можно выбраться в случае аварии, куда не стоит попадать: наклоненные деревья, отмели, камни и прочие "мелочи", которые могут вам потом сильно пригодиться.
Обозначите места для определяющих гребков. Например: тут буфлю с правой, далее дуговой с левой, тут не важно как пойдет, а вот тут обязательно правой, потому что....
И не менее важное - дождитесь установки страховки, запомните, где она стоит. Откуда стоит ждать помощи при аварийном прохождении. Если вы считаете, что страховка стоит не правильно, то переставьте ее, так как считаете нужным. Но не считайте, что страховка это то, что вас обязательно спасет. Это то, что предохраняет, но совсем не обязательно спасает и садясь в лодку будьте готовы исполнить сольное прохождение, надейтесь в основном на себя, будьте уверены в себе. Тема страховки очень большая и ее не возможно раскрыть в статье, даже в очень большой. Поэтому оставим страховку в покое.
Итак, вы посмотрели порог полностью, запомнили траекторию, запомнили основные ориентиры, посмотрели, как они будут выглядеть с воды. Вы готовы. Вы идете к лодке. Не торопитесь, не стоит сбивать дыхание. Садитесь в лодку и спокойно проговорите про себя всю траекторию и если вы понимаете, что какой то кусок выпал из головы, то стоит его посмотреть еще раз.
Всё, вы сидите в лодке и все помните, траектория вся до последнего гребка в голове уложилась. Сделайте несколько глубоких вздохов и статуте.
Удачи
Александр Селиверстов
chuchundra, 17-03-2010 11:42
Клево! Очень понравилось про «не надо затягивать просмотр» )))
IETTI, 21-03-2010 22:51
Ага здорово !! Каждый в душе все принимает по своему и оценивает..было интересно узнать как другие делают оценку и настрой психологический !! И вобще парни очень хороший и своевременный материал выкладываете + изъясняете толковым и понятным языком!!
Mkrut, 06-04-2010 10:23
Саня, твой язык стал намного правильнее и красивее!
admin, 06-04-2010 10:29
Да, спасибо, Миха. До этого доводит последующая обработка текста. Могу прислать черновик у меня сейчас как раз есть. ;) К стати обработаю обязательно пришлю мне твое мнение интересно. :)
chu, 06-04-2010 10:39
Миха!!! нам интересны твои менения и комментарии по всем вопросам!! пеши давай! :))