Если вы уже определились с каякингом, как с избранным вами видом спорта, тогда некоторые моменты в выборе лодки действительно важны для вас. Правильный дизайн лодки, соответствующий тому, что вы собираетесь плавать, правильный размер лодки и соответствие вашему весу и размеру. Риверраннеры (river runner), фри раннеры (free runners), крикинговые лодки (creek boats), лодки для фристайла (freestyle boats) и некоторые гибридные конструкции составляют сложный и интересный выбор. Всё это в дополнению к огромному количеству лодок на рынке создаёт впечатление непреодолимости выбора. Что ж, попробуем помочь разобраться в этом.
Первое с чего я начинаю, когда помогаю кому-нибуть разобраться в этой путанице, это постараться понять какая сторона каякинга интересует вас больше интересует. Видете ли вы себя катающим локальные реки по выходным для здоровья и фана, чтобы побыть на природе и открытом воздухе (river running)? Может быть вы хотите фигачить на местном плейспоте накручивая лупы и картвилы (playboating)? Или пока не уверены и всё вышеперечисленное является для вас привлекательным? Хорошей новостью для вас будет то, что есть лодки для каждого случая и множество дизайнов для совмещения нескольких видов активности.
Давате рассмотрим подробнее.
Сперва разберёмся с разницей в дизайне оболочки (обводов) лодки (hull design). Основные дизайны это круглый (displacement hull) и квадратный (planning hull). У каждого из вариантов есть свои преимущества и недостатки, но основные моменты таковы: displacement (круглые) лодки - круглые, без рёбер (edges - стык между бортом и дном, и может быть между декой и бортом), а-ля брёвна; planning (квадратные) лодки - плоские (когда речь идёт о дне и бортах), как доска для сёрфа. Что это может означать для вас? Давайте подумаем об этом следующим образом - круглые лодки это как SUV (Sport Utility Vehicle), а квадратные - типа спорт каров.
Круглый дизайн лодки как правило немного неусточнив изначально, но более стабилен вцелом. Им не хватает чётко выраженных рёбер (краёв - edge) поэтому они немного меньше сбиваются перекрёстными течениями и немного меньше зависают на камнях, демонстрируя поведение немного похожее на рыбу. Они также более мягко приземляются с высоких буфов и водопадов. Из недостатков следует отметить, что они требуют больших усилий при поворотах (не всегда достаточно просто заложить крен), а также при заходах в улова.
круглый дизайн (displacement hull)
Лодки с квадратным дизайном имеют плоское дно и ярко выраженные рёбра (также можно сказать направляющая на стыке дна и борта - edge или rail). Они более стабильны изначально и быстрее при траверсах и пересечениях струи. Также они отлично врезаются в улова и обратно из уловов на струю. Недостатками можно считать что если вы начинаете сплавляться неаккуратно, то можете случайно "поймать" одно из рёбер и получить ненужные поворот/разворот или даже переворот. Также плоское дня делает приземления с больших буфов немного жестче для вашей спины.
квадратный дизайн (planning hull)
Теперь мы получили базовое представление о дизайне обводов и приступим к рассмотрению специфических направлений в дизайне лодок.
Риверраннеры (River Running Kayaks)
Это ваша основная лодка для выполнения всего чего хочется (в разумных пределах) и везде где хочется (также разумно). По существу это all round (для всего) каяк. Такие лодки имеют тенденцию быть немного длиннее с более объёмными носом и кормой. Производители делают большое количество вариантов этих лодок, некоторые ближе к игровым, некоторые к крикикерам. Риверраннеры в основном сделаны так, чтобы стать хитами продаж. Вы можете ездить на них и реки класса 5, и некоторые крутые крикинговые реки, но в добавок эти лодки могут отлично серфить и позволять делать некоторые игровые элементы. БОльшая длина и больший объём носа и кормы помогает пробивать бочки и траверсить сильные течения. Но также, поскольку они являются хитом продаж, они не являются супер лодкой для какого-то конкретного направления каякинга.
Фрираннеры (Free Running Kayaks)
Фрираннеры (или river running playboat) это риверраннеры с характеристиками фристайл лодки. Эти лодки имеют квадратную форму с явно выраженными ребрами. Они имеюь меньший объём в носу и корме, чем риверраннеры. Длина этих лодок больше, чем у фристалй каяков, также у них бОльший объём и рёбра расположены немного выше, чем у фристайл лодки для большей стабильности (устойчивости). Эти лодки показывают себя немного менее стабильные на сплаве, чем их коллеги риверраннеры, но имеют куда больше возможностей для выполнения фристайл элементов по пути следования по реке.
Фристайл каяки (Freestyle Kayaks)
Спорткары мира каяков. Короткий квадратный корпус лодки с малообъёмными носом и кормой. Эти лодки заточены под самые последние фристайл мувы. Короткая длина, конечно, снижает скорость, малообъёмные нос и корма могут тонуть в воде и ставить вас вертикально, но! Это же то, для чего эти лодки и созданы. Если вы хотите диких скачек на плейспоте, или даже прогоны между порогами могут стать для вас отличной игровой площадкой для выполнения носовых свечек и картвилов, а квадратный дизайн позволит быстро и просто вращаться на валах и бочках.
Крикинговые каяки (Creeking Kayaks)
Крикинговые лодки сделаны для того, чтобы ездить малорасходные крутопадающие, техничные реки с большим уклоном. Эти лодки спроектированы с акцентом на объём и крепость. Они достаточно прочные чтобы выдерживать многочисленные столновения с камнями и неизбежные пины, которые ассоциируются с крикингом, а большой объём позволяет оставаться на поверхности воды или очень быстро всплывать после больших дропов. Они также являются хорошим выбором для сплава по большерасходным рекам, поскольку имеют достаточную длину и скорость, чтобы бегать, а также объём, чтобы оставаться на поверности. Оборотная сторона в том, что если вы приедете в бочку, то будете оставаться там сильно дольше из-за больших объёмов лодки.
Теперь, когда у нас есть базовое представление о типах лодок, пришло время подумать что вам купить. Если вы стопудова уверенны в том, что выхотите катать и в каком ключе, то дальше вам можно не читать. А вот если вы не уверены абсолютно или не укладываетесь в специфичные рамки, то ниже есть несколько мыслей.
Для совсем начинающего я бы посоветовал или риверраннер или фрираннер. Эти лодки позволят вам чувствовать себя устойчиво, они достаточно прощающие и подойтут вам на многих речках. Риверраннеры будут устойчивы, но всё ещё отзывчивы и помогут вам обрести уверенность. Фрираннеры также будут добавлять уверенности, но немного менее стабильны, чем риверраннеры. Их преимущество в том, что они более подходят для обучения игровым элементам и продолжат приносить вам фан ещё многие годы ваших сплавов. Если вам больше подходит держать свою голову суше и мочить все окрестные реки, то я бы сказал, что вам больше подойдёт риверраннер или крикер. Крикер будет более объёмным и стабильным, и даст вам возможность мочить больше сраней в ваших путешествиях.
И последнее - ДЕМО, ДЕМО и ещё раз ДЕМО. Обязательно сядьте в каяк если у вас возникла мысль о его покупке, и проведите в нём некоторое время на воде. И последняя вещь - покупайте лодку в которой будет комфорнто и удобно вашим ногам, чтобы при долгих сплавах обеспечить себе должный контроль.
Ну вот и всё, выбирайте, покупайте и добро пожаловать в мир whitewater
Краткий словарик (от администрации сайта) терминологии, описывающей дизайн лодки
hull - дословно "скорлупа", нижняя часть корпуса лодки, дно лодки, когда речь идёт о дизайне формы лодки, употребимо словосочетание "обводы лодки"
deck - дека, верхнаяя часть корпуса лодки
displacement hull - круглый корпус, т.е. без явно выраженных стыков борта и дна, дно скорее всего круглое. т.е. лодка похожа на бревно.
planning hull - квадратный или плоский корпус, плоское дно, явно выраженные грани на переходах дно-борт, также они могут присутствовать на самом борту и на переходе борт-дека
edge или rail - ребро или грань на стыках дно-борт, борт-дека
soft egde (rail) - скруглённые рёбра, т.е. рёбка сглаженны, бОльшая округлость
sharp edge (rail) - заострённые, т.е. явно выраженные рёбра, бОльшая "квадратность"
bow - нос лодки
stern - корма лодки
rocker - рокер, под этим подразумевается "закаяченность" носа или кормы лодки, т.е. насколько он высоко поднимается от горизонтальной поверхности
bow rocker - "закаяченность" носа, (см. rocker) - высота кончика носа лодки от пола, если лодка лежит на полу
stern rocker - "закаяченность кормы, (см. rocker) - высота кончика кормы лодки от пола, если лодка лежит на полу
stability - усточивость, т.е. способности лодки сопротивляться самопроизвольному (или при воздействии струи) вставанию на крен, или перевороту через борт
primary или basic или initial stability - первичная или базовая устойчивость, это устойчивость лодки (см. stability). имеется в виду тот случай, если вы едете ровно без крена, насколько лодка устойчива к волнениям струи
secondary stability - вторичная устойчивость. это устойчивость лодки при езде на кренах, особенно на сильных кренах (перекренах). хорошая вторичная устойчивость позволяет легко выходить из сильных кренов на ровный киль, или не заваливаться на переворот при сильных кренах.
easy boof - лёгкий буф, или склонность к буфу. в россии откуда то прижилось слово автобуф, но мы его стараемся не применять. это такое поведение лодки, когда при срыве со среза она не стремится сразу клюнуть носом вертикально и в то же время при угле падения отличном от 90 (и все же ближе к 45 - угол между дном лодки и поверхностью воды) градусов, не заныривает а из за обводов остается на поверхности, не замочив падлера
resurfacing - дословно "всплытие", это способность лодки быстро подниматься на поверхность после заныра, например после прыжка с водопада или пробивания бочки.
flat speed - скорость лодки на гладкой воде.
nimble или agile - дословно "вертлявость", манёвренность лодки, способность быстро и легко поворачивать.
track - дословно "держать курс", склонность лодки противостоять воздействиям струй сбить лодку с курса.
rolling ability или easy to roll - в лодке легко "вставать"
carving - способность поворачивать на кренах, как бы "разрезая" воду ребром
Данный краткий словарик описывает не только дизайн лодок, но и их поведение на воде. Собственно вы неплохо использовать в статье про "Сплавные лодки", возможно статья от этого только выиграла. ;)
chu, 13-03-2010 21:02
нууу, не всё сразу :)) в будущих обзорах бум стараться учитывать :))
whitewater, 13-03-2010 21:27
Это отлично, спасибо за статью :)
Izzy, 14-03-2010 02:53
Хорошая статья. Единственное замечание: hull в англо-язычном каякинге- это не вся скорлупа, а только ее нижняя часть.Hull - днище каяка (ниже ватерлинии)Deck - верхняя часть каяка (выше ватерлинии).