Я решил написать эту статью по мотивам дискуссии на форуме WW. Выяснилось, что очень многие до сих пор не представляют, что такое полиспаст и зачем он нужен в каякинге. Постараюсь восполнить этот пробел: рассказать, что же это такое, зачем оно нужно, как им пользоваться, и почему каждый каякер обязан уметь собрать Z-Drug за минимальное количество времени.
Что же это такое?
Вспомним школьный курс физики за седьмой класс. Мы все проходили, что такое подвижный блок. Все помнят надоедливые задачки, а также правило «Во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии». Так вот, полиспаст, или по-иностранному Z-Drag, это система из нескольких подвижных блоков, предназначенная для вытаскивания застрявших в реке объектов, а также наведения переправ.
Почему в России люди не знают, что такое полиспаст?
Ну, во-первых, туристы, окончившие школу НТП, должны знать. По крайней мере, занятия по наведению переправ при помощи полиспаста у них должны быть. А вот каякеры, пришедшие из слалома или из коммерческих клубов, обычно понятия не имеют о том, как работать с веревками и тем более как делать полиспаст.
Причин тому две. Первая: реки в России в среднем имеют достаточно большой расход и маленький уклон. А это значит, что запинить лодку на таких реках достаточно сложно. Средний каякер, сплавляющийся только в России 15-20 дней в год, крайне редко встречается с необходимостью вязать полиспаст.
Во-вторых, каякинг в России – все еще молодой вид активности. Пока не успела накопиться печальная статистика по несчастным случаям, связанным с застреванием в сифонах или завалах. Но, поверьте мне, эта статистика с каждым годом будет только пополняться новыми и новыми случаями.
Зачем это все нужно в каякинге
Приведу несколько примеров из своей практики, чтобы окончательно развеять глупый миф, что полиспаст может пригодится только на хардкорном крикинге класс V в глубоком безвылазном каньоне.
Случай №1. Река класс IV в Индии. Дорога по берегу, широкая долина. Пул-дроп, но уклон очень приличный. Один из индийских парней вылез из лодки, и она угодила прямо в сифон. На тот момент набора для полиспаста у нас не было, все, что мы смогли – это зацепить веревку за торчащую из сифона кормовую ручку.
На следующий день мы вернулись со всем необходимым снаряжением. За ночь лодка ушла глубоко в сифон, и достать мы ее не смогли, хотя пытались полдня. Если бы набор снаряжения у нас был в самом начале, мы бы извлекли лодку без проблем за полчаса.
Случай №2. 2010 год, Мажойский каскад, подготовка к первому «Королю Азии». В пороге Недотрога застряло бревно, перекрыв единственную безопасную линию движения. Чтобы достать его, мы применили полиспаст. То же самое сделали парни в 2014 году, когда бревно застряло в Русских горках
Случай №3. Катамаранное путешествие на Китой, обнос вещей через приток Эхе-Гол. Воды в нем было много, и для пущей безопасности мы решили натянуть переправу. Для этого мы использовали полиспаст.
А теперь еще несколько случаев из российского каякинга, где полиспаст бы очень пригодился. На реке Шавла девочка вылезла из лодки и оказалась под завалом. Друзьям удалось зацепить ее карабином за лямку спасжилета. Десять крепких парней тащили ее из завала восемь (или шесть, пусть участники меня поправят) минут. К счастью, все закончилось относительно благополучно. Полиспастом девочку можно было бы вытащить гораздо быстрее.
Карелия, невысокий антропогенный дроп. Известно, что в сливе есть плита, под которой есть полость. Линия прохождения проходит в стороне от этого места. Однако, один каякер все-таки загоняет нос своей лодки под плиту и застревает под потоком воды. Отжимаясь от плиты каякер может дышать, но с каждым отжиманием сил все меньше. Гид принял решение забраться на плиту и выдернуть пострадавшего из лодки. Что и было сделано. По итогам каякер отделался травмами ног.
В этом случае полиспаст тоже мог бы облегчить спасение пострадавшего.
Река Хара-Мурин. Участник запустил лодку, и благополучно выбрался на берег. Каяк застрял в сифоне. Вытащить его не получилось (не было нужного для полиспаста снаряжения или умения им пользоваться). В результате каякер был вынужден три дня выбираться с реки по глухой тайге в сплавном снаряжении.
Как видите, все эти случаи произошли на известных, популярных и не самых сложных реках. Уж точно не на хардкорном крикинге класс V в глубоком каньоне. Полиспаст может оказаться жизненно необходим на любой реке, где есть уклон, камни, антропогенные дропы и завалы. По сути, на любой реке выше класса III маленького или среднего расхода.
Рано или поздно кажый каякер рискует увидеть такую картину. На том конце веревки лодка
Еще раз повторю, для чего полиспаст нужен в каякинге: вытаскивание запиненных в реке предметов (не только лодок, но еще и бревен и даже людей), а также наведение веревочных переправ.
Основы полиспаста
Итак, для того, чтобы сделать систему подвижных блоков, потребуются некоторые познания в узлах, а также специальное снаряжение. Про узлы я уже писал вот здесь. Каждый каякер обязан уметь завязывать этот минимум узлов.
Теперь про снаряжение. Традиционный комплект для создания полиспаста (пригодного для наших целей) состоит из следующих предметов:
4 карабина (идеально – все муфтованные, на деле половина на половину). Два из них у вас уже есть – один на морковке, другой на трамвае спасжилета.
2 блока-ролика (если есть третий, то это прекрасно)
2 прусика – это петли из репшнура диаметром 5-6 мм, связанные заранее.
1 прочная стропа-чулок (в идеале – пять метров, она дает больше возможностей для маневра).
Само собой, у вас обязана быть с собой спасконец-морковка достаточной толщины и длины. Кстати, про морковки. Наиболее компактные и простые зачастую не подходят для организации полиспаста, поскольку их веревки очень тонкие или не достаточно прочные.
Это стандартный набор, называемый за границей pin-kit. По правилам Международной Федерации Рафтинга каждый гид ОБЯЗАН иметь такой комплект при себе. Потому что рафты тоже запиниваются.
Где возить этот комплект? Правильный ответ: в спасжилете. Обычно, карманы сплавных жилетов как раз рассчитаны на то, чтобы туда помещалось все необходимое из списка выше Просто потому, что по закону подлости, если комплект хранится в лодке, то именно она и будет запинена. Альтернативный вариант: иметь на группу два таких комплекта.
В карман Грин Джекета помимо набора для полиспаста поместится еще пара сникерсов
Набор для полиспаста весит около пятисот грамм и занимает немного места. Согласитесь, это не такая большая цена за безопасность ваших друзей и целостность вашего снаряжения.
Как это делается
Итак, момент настал. Вы чувствуете, что проблема серьезная, и самое время связать хороший полиспаст. Для начала надо определить, стабильна ли ситуация, или она усугубляется с каждой минутой. Проще говоря, если в реке застрял человек и его голова время от времени оказывается под водой, то счет идет на минуты или даже секунды. Ну а если предстоит доставать из реки неодушевленный предмет, то торопиться некуда. Перед тем, как приняться за полиспаст, надо попробовать более простые способы решения проблемы: например, потянуть застрявший предмет вдесятером.
-1. Если вы руководите спасработами, то в первую очередь вы сами должны быть в полной безопасности, затем ваша команда, и только потом потерпевший. Просто потому, что один труп лучше двух. Глупые необдуманные героические поступки нередко приводят к увеличению количества жертв. Так что выдохните и сперва хорошо подумайте.
0. Вы должны поставить сигнальщика вверху по течению. Вы же не хотите, чтобы ваш полиспаст оторвала внезапно приплывшая сверху катамаранная группа? Внизу по течению должна быть организована дополнительная страховка (каякер, человек со спасконцом или живец – в зависимости от того, что именно вы достаете из реки).
Разберем создание полиспаста на примере запиненной лодки.
1. Для начала нужно зацепить конец веревки за ручку застрявшей лодки. Это задача творческая и, порой, очень нетривиальная. Но в случае с каяком у вас есть много времени для ее решения.
2. Определяем направление. Вытаскивать каяк надо в сторону, противоположную той, куда она двигалась в момент попадания в сифон. Обычно это означает, что тащить надо вверх по течению.
3. Ищем место крепления полиспаста на берегу. Если есть толстое дерево – отлично. Камни подходят хуже. Во-первых, даже огромные булыжники могут двигаться под нагрузкой, во-вторых, на камнях бывают острые грани, портящие веревку. Иногда приходится применять смекалку и городить место крепления собственноручно, вдалбливая анкера в гладкие скалы. У вас в запасе должно оказаться достаточно пространства, для того, чтобы тянуть веревку всем участникам спасработ, кроме наблюдателя вверху по течению и страховки внизу
4. Создаем точку крепления при помощи стропы. Если стропа длинная (5 метров), у вас больше возможностей выбора. Делаем петлю из стропы вокруг чего-либо при помощи ленточного узла (по-английски waterknot)
Ленточный узел
5. Вяжем полиспаст. Смотрите иллюстрации.
Пропускаем веревку через ролик, а его пристегиваем к нашей точке крепления. Вяжем пруссик на том конце, который идет к лодке. Это так называемый стопортный пруссик
Встегиваем петлю пруссика в ту же точку крепления, муфтуем карабин. Обратите внимание блок. Такая форма щечек исключает заедание пруссика в блоке. Такие блоки называются Prusik Minding Pulley. Если у вас блок другой формы, то из состава спасательной команды надо выделить человека, который бы передвигал стопорный пруссик по мере натяжения полиспаста.
Вяжем второй пруссик на том конце веревки, который уходит к лодке. Обычно расстояние между точной крепления на берегу и местом второго пруссика определяется береговой обстановкой. Цепляем за пруссик карабин
Вдеваем веревку в блок, блок - в карабин, муфтуем карабин
Должна получиться вот такая штука. Полиспаст готов
Это классический Z-Drag, или система подвижных блоков 3 к 1, что значит, что каждый приложенный к концу веревки ньютон превращается в три на ручке каяка. Но это в идеальном мире без трения. На деле выигрыш составляет примерно 2.5 раза при использовании качественной веревки и блоков-роликов.
6. При натягивании полиспаста все участники процесса должны быть в касках. Потому что точки крепления вырываются, карабины лопаются и пр. Если у вас есть три блока, то при помощи одного из них можно изменить направление натягивания веревки и обезопасить себя и свою команду.
7. Тянем что есть силы. Хорошо помогает делать это под счет или на «И-Раз!».
8. Дотянули систему блоков до прусика? Ослабляем натяжение (веревка остается натянутой благодаря второму прусику-стоперу), передвигаем узел дальше по веревке, снова тянем.
По нормативам Международной Федерации Рафтинга гид обязан уметь сделать полиспаст 3 к 1 за пять минут в темноте. У меня получилось за две с половиной, и это не предел. Просто надо практиковаться.
Другие виды полиспаста
Что, если выдернуть лодку при помощи Z-Drag не получилось? Можно попробовать связать систему 6 к 1 или даже 9 к 1. Для этого вам понадобится больше блоков, карабинов и пруссиков. Помните, что я писал выше про два пин-кита на группу?
Помните правило «Во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии»? Это значит, что для того, чтобы сдвинуть предмет на противоположном конце веревки в системе 9 к 1 на два метра вам предстоит вытянуть восемнадцать с вашей стороны. Ну и трение в системе увеличивается пропорционально количеству звеньев.
Что, если набора для полиспаста нет под рукой?
Что ж, тогда у вас проблемы. Вот несколько способов связать систему блоков без полного комплекта:
1.Вот такая штука достаточно эффективна, называется Pig-Rig. Для нее у вас должна быть стропа для организации точки крепления, еще одна стропа длиной минимум пять метров для полиспаста, один прусик и четыре карабина. В результате получится система 4 к 1, но трение съест примерно полтора от выигрыша в силе.
2.Z-Drag без блоков-роликов. Трение в системе повышается очень сильно. Чтобы с этим бороться, можно в каждой точке использовать по два карабина одинакового диаметра. Но в любом случае с роликами выигрыш в силе больше.
Да, еще мы забыли замуфтовать синий карабин.
3.Бомж-полиспаст из двух карабинов и одной стропы для организации точки крепления. Низкая эффективность, но раз уж ничего другого под рукой нет…
Почему муфтованные карабины лучше? Обычно в каякинге мы их не используем (карабин на трамвае и на морковке должен быть немуфтованным). При сложных работах с веревкой защелки немуфтованных карабином могут случайно открываться. Такой карабин уже выдерживает только треть нагрузки. Если муфтованных карабинов под рукой нет, можно использовать в каждой точке по два немуфтованных, защелкнутых навстречу друг другу вот так:
Вот здесь лежит исчерпывающая статья про все возможные полиспасты. Написана альпинистом для альпинистов. Крайне рекомендуется к изучению.
Заключение
Умение использовать полиспаст критически важно при спасработах на воде. Ведь вытаскивать приходится не только лодки, но также и товарищей, попавших в ловушку на реке. Попадание в сифоны и запинивание лодок случаются достаточно редко, но они случаются. И вот когда это произойдет, вы должны быть готовы действовать быстро и точно. Для этого у вас должен быть с собой набор для полиспаста (четыре карабина, два или три блока-ролика, два прусика, одна стропа и, конечно, морковка), а также навык использования. Тренируйтесь, вяжите полиспасты в свободное время, практикуйтесь с разными типами. И, возможно, вы спасете кому-то жизнь. Или комплект снаряжения за пару тысяч долларов, что тоже неплохо.
В наших турах для продвинутых школьников вы проводим занятие, посвященное созданию полиспаста.
Это фото с моего первого сплава на каяке по горной реке. Юпшара, участок для девочек. Да, я застрял под бревном. Вытащил меня оттуда Серега Ананьев, за что ему большое спасибо. Еще немного, и нужно было бы вязать полиспаст. Вы все еще считаете, что он может пригодиться только на крикинге класс V?
P.S.
Набор для полиспаста, состоящий из двух муфтованных карабинов, двух блоков-роликов, двух пруссиков и пяти метров стропы, а также подробной инструкции по эксплуатации, вы можете приобрести у нас в WW-School по цене 3500 р за комплект. Для вытаскивания застрявших в реке предметов мы рекомендуем спасконец HF Compact Alpin. Его цена 3900 р.