Экспедиция на Кадрин осталась позади. Вечером того же дня, когда мы впали в Катунь, мы уже смывали экспедиционную грязь в бане на базе Кочевник.
Кадрин дался достаточно тяжело, и наша банда заметно поредела: Лехе и Стасу пора было домой, а Олег на одном из обносов подвернул ногу и тоже решил соскочить. Итого нас осталось четверо: Иван, Серега, Андрей и я.
Вечер после бани был потрачен на разработку логистического плана покорения классики: Башкауса, Чульчи, Чулышмана и Куркуре. Мы решили проехать реки именно в таком порядке, чтобы минимизировать переезды и сэкономить денег. Транспорт на первое время путешествия было решено искать на следующее утро в Улагане
Башкаус
Уазный квест решился подозрительно легко: второй водитель, до которого мы доколебались в Улагане, пообещал встретить нас на Чульче, отвезти обратно в Улаган, затем в Язулу, затем забрать из Язулы Серегу, который улетал на пару дней раньше, чем все остальные. Цена показалась нам приемлемой. Водилу звали Олег, круглолицый такой алтаец средних лет. Для чего я пишу про водителя? Да чтобы вы никогда не повторяли нашей ошибки и не связывались с этим долбоебом. Но об этом позже.
Наш вяткобас мы загнали Олегу во двор, закупились едой на четыре дня и двинули на берег Башкауса. В этот день нам предстояло проплыть плесы, предшествующие нижнему ущелью.
Четкого плана действий на Башкаус у нас не было. Зато был запас по времени и продуктам. Но, тем не менее, мы решили делать все быстро, но без напряга. После положенных трех часов гребли мы заночевали на небольшой галечной отмели в ущелье. Мрачные стены каньона будоражили наши мозги и заставляли слегка мандражировать – все-таки река-легенда. Следующее утро встретило нас прекрасной теплой погодой. Мы неспеша запаковали шмотки в лодки и поплыли навстречу приключениям. Воды в реке было чуть меньше, чем в 2009 году, когда мы плавали здесь с Ваней. Первый порог – Баррикадный, быстро глянул Вано и запустил нас в одну из проток. Затем мы проплыли несколько неожиданно мощных штук, которые не смогли вспомнить ни Иван, ни я. И вот на левой стене каньона что-то блестит – это ориентир Ключевого, одного из самых интересных порогов ущелья. Посмотрели все вместе и проехали. Как и в 2009, я исполнил заварку в бочке посередине порога с продолжительным сайдсерфом и выходом через переёб.
Отметились в гостевой книге Башкауса, почитали старые записи, нашли нашу отметку от 2009 года. Поразило то, что Башкаус перестали ездить катамаранщики. Последняя группа туристов была здесь в 2012, а вот каякеров за это время проплыло здесь несчетное количество, как наших, так и иностранцев.
Быстро доплыли до связки Капкан-Мясорубка. Капкан опять глянул только Иван и объяснил нам линию. Слив в центре реки достаточно сложной конфигурации, и мы трое, кто плыл по описанию, проехали его коряво. Я слегка потянул правое плечо. Мясорубка впечатлила как и шесть лет назад. Недолго думая, я отправился таскать лодку по берегу, за мной последовал Андрей. Серега и Иван порог проехали без приключений.
До Мясорубки я чувствовал мандраж. А вот после меня отпустило, и дальше начался чистый фан. От этого порога до обноса Селевого нас ждала целая река удовольствия. Порогов много, они очень мощные и интересные, все время едешь по большим структурам, используя их силу. Но в то же время почти всегда в конце порога видна гладкая вода, что не дает испугаться. С весельем и гиканьем мы проехали еще две эпичные связки: Семейный-Упрямый, Тесный-Калибр. Я много переворачивался, но количество эскимосов уже выражалось однозначным числом, а не трехзначным, как это было шесть лет назад. Быстро занесли Селевой, а Иван и Серега проехали последние 100 метров порога. Говорят, в этом году Селевой первопрошел Крис Корбулик за неделю до Короля Азии.
В четыре часа вечера мы сидели у наших лодок на мосту недалеко от устья Башкауса и любовались солнцем, заходящим в ущелье Чебдара. Все пороги Нижнего ущелья пройдены за один день в режиме фан-покатушек. Тело немного ломит от усталости, но до кадринского изнеможения еще далеко. Кажется, что сил хватит погрести еще пару часов.
Утром мы застопили попутную буханку и уехали в устье Чульчи. Про эту реку ничего писать не буду, я ее не ездил. У меня имелось несколько отмазок, например растянутое в Капкане плечо. Но на самом деле с этой рекой у меня связан ряд неприятных воспоминаний и я решил отдохнуть
Парни зашли на старт и сплыли до устья опять же за один день. Всем Чульча понравилась. Я же весь день жарился под палящим алтайским солнцем и любовался долиной Чулышмана. Я много где был и много чего видел, но это место, безусловно, самое красивое из тех, где мне доводилось побывать. Ни вулканы Чили, ни фьорды Норвегии, ни скалы Вашингтона и Орегона, ни Гималаи не сравнятся с ним. Это какое-то волшебное место, место силы.
Олег на своем УАЗе должен был забрать нас днем, так что времени у нас хватило еще и на то, чтобы прогуляться на туристическую достопримечательность – каменные грибы. Весьма забавное место с толпами туристов. Нам понравилось.
УАЗ опоздал на пару часов, и это был первый звоночек. Лодки погружены, люди тоже, и вот буханка, надсадно пердя, карабкается в перевал Катуй-Арык. Закупка еды в Улагане, снова затупа с УАЗом и мы едем на край Алтайской географии - в Язулу.
Чулышман
По пути мы очень радовались тому, что ни один день путешествия не обошелся без каякинга, а еще тому, что все получается достаточно легко и быстро. И мы сглазили. Где-то выше деревни Саратан поздним вечером наша буханка сломалась. Олег полез под кожух двигателя и вскоре оповестил нас, что это надолго и мы можем идти спать в придорожную канаву.
Следующий день оказался самым затупным за все время трипа. Утром водила уехал на попутке в деревню за стартером. Привез его, принялся ковыряться в двигателе, безрезультатно. Тормознула Нива, ехавшая из Язулы. Из нее вышел русский мужик и его жена, джипперы из Барнаула. Дядька оказался настоящим специалистом, объяснил алтайцу, что стартер не при чем, перебрал генератор и УАЗ завелся. Жена потихоньку объяснила нам, что алтайцы где-то добывают эти буханки, но чинить их не умеют, и ездят на них до полного уничтожения. Так вот, уничтожение нашего УАЗа должно было произойти, по общему мнению джипперов, через пару часов.
Еще одна ночь вдали от реки. Рано утром Олег разбудил нас и сказал, что буханка готова. Мы ему уже не особо верили. Серега, у которого совсем не осталось запаса времени до самолета домой, принял решение не ехать с нами в Язулу, а двинуть на попутке в Улаган. Нас осталось трое.
Буханка умерла не доехав до Язулы 300 метров. Видимо, почуяла стойло. Реанимации этот агрегат не поддавался. Спустя час препирательств с Олегом за деньги, наши разумные аргументы о том, что сроки провалены, и один из нас уехал домой, разбились о железный аргумент Олега «Ну я же старался». На другом УАЗе мы доехали до старта Чулышмана. Воды в реке было мало.
Игрушки бракованные. Не радуют. Мы проехали Язулинское ущелье за два с половиной часа, сделав два просмотра и один обнос (сифон в Оборотне). Легендарные туристические ужасы Чертов мост, Три Вовы и Затычка не то, чтобы не впечатлили, а не оставили вообще никакого следа в душе. Андрей с Ваней постоянно упоминали корсиканский крикинг вместо алтайского бигвольюма.
Язула – местечко со специфической репутацией. Зомбидеревня. Конечно, за последние пару лет поголовье зомби слегка сократилось, но самые живучие остались. Мы имели «счастье» пообщаться с парочкой таких персонажей, когда забирали у Олега свои вещи. Радовало то, что молодые крепкие алтайцы (судя по камуфляжу с подшитыми белыми воротничками, все как один дембеля) оказались трезвы и вменяемы, чего не скажешь о старшем поколении.
А ведь Язула имеет солидный потенциал для привлечения туристов…
В этот же день мы проплыли плесы и часть Шавлинского ущелья. Средний Чулышман по этому уровню воды не радовал даже любителей рекреационного каякинга.
На следующий день мы двинули дальше. Запомнилась Каша, из которой мы глянули только один слив. К обеду мы были на Куркуре. После Норвежских приключений короткая водопадная секция никаких трудностей не вызвала. В чашке десятиметрового водопада я опять думал про бракованные игрушки. Зато запомнился спуск по борту долины Чулышмана с элементами скалолазания. Вечером мы уже пили пиво под перевалом Катуй-Арык.
До Улагана нас добросили камазисты. Наш автобус не сожгли и не разворовали алтайские зомби, что очень порадовало. Мы быстро собрались и переехали на Кочевник, попутно закатав еще разок Нижний Мажой. Наш тур подошел к концу. Вечером мы с Андрюхой погрузились в попутную машину Костяна Лубягина и двинули в сторону Новосибирска.
Заключение
Что ж, это путешествие должно было состояться. Время от времени надо подводить итоги. Алтай, безусловно, волшебное место, и каждый, не важно, занимается он каякингом или нет, обязан хоть раз в жизни его увидеть.
Каякинг на Алтае есть на Мажое, Нижнем Башкаусе, в Язулинском ущелье Чулышмана, на Чульче и, говорят, на реке Чили. Остальное – это больше про путешествие, а не про сплав.
Какеров на алтайских реках стало на порядок больше. Как местных, так и приехавших из других городов, а также иностранцев. А вот туристы почти перевелись. Мы встретили одну катамаранную группу на Катуни и еще одну на среднем Чулышмане. Каякеров же было не счесть.
Поедем ли мы на Алтай? На Короля Азии обязательно. Кататься по местным рекам – тоже да, но не скоро. Лет через пять, когда снова захочется поддаться алтайской магии бурноводинга.
Фото Андрея Арсеева, а там, где желтая лодка - Ивана Козлачкова