Как ни крути, но для многих из нас, парней из вв-скульной тусовки, настоящий каякинг начался не в Норвегии, а на Алтае. Например, для меня и Ивана Козлачкова. Но по ряду причин мы много лет не катались по алтайским рекам (Король Азии не в счет). В этому году расписание наших туров разлеглось так, что август был свободен, и мы решили совершить тур назад к корням – на алтайскую классику. Нас набралось пятеро: Иван Козлачков, Андрей Арсеев, Сергей Ильин, Олег Головкин и я. Лично для меня это путешествие еще до начала стало своеобразной вехой каякинга. Было очень интересно, как спустя пять лет путешествия по лучшим в мире местам для сплава изменится восприятие тех рек, с которых, по сути, все началось. Будет ли пугать Башкаус, бодрить Куркуре, радовать Чулышман и заряжать силой Мажой? Что изменилось за пять лет во мне и в Алтае, в моих старых друзьях и некогда любимых местах?
Король Азии
Соревнования "Король Азии", как их увидели иностранные участники
Ранним утром синий вяткабас тихо вкатился на чибитскую поляну на берегу Чуи. До соревнований оставалось еще четыре дня, но в округе уже стояла пара десятков палаток и тентов, повсюду валялись лодки, рядом был припаркован полуразобранный УАЗ. Уровень воды в Чуе был оценен мною как средне-высокий.
Непродолжительный сон прервали Серега Ильин, который приехал на Мажой на несколько дней раньше, и Леха Лукин, давно бомжующий на Алтае со своей подружкой. Эти черти вытащили меня за ноги из палатки, оповестили, что воды мало, поделились последними сплетнями и сказали, что пора идти плавать на лодках. Для начала мы проехали Верхний Мажой. После памятного катаклизма 2012 года, когда прорвало озеро Маашей, участок сильно перемыло. Часть порогов перестала существовать, появилась пара новых. Компанию нам составили старые знакомые Дзю и Дима Россин, а также примкнувший к тусовке Серега из Красноярска.
Подвигов после долгой дороги не хотелось, поэтому низ я не поехал. Тем более что еще надо было пообщаться со всей алтайской каяк-тусовкой, с которой я не виделся пять лет. Поразило количество знакомых лиц. И новых незнакомых тоже. Народу, плавающего на лодках в Сибири, стало значительно больше. Но вот некоторые вещи остались неизменными: из недр УАЗа, весь перемазанный сажей и машинным маслом вылез бородатый Порсев, и тут же оповестил окружающих, что все они вскоре утонут. Где-то рядом крутился Костян Лубягин, стараясь организовать сто дел сразу и напрячь всех, кто находился в зоне прямой видимости решением какого-нибудь квеста. Посетило острое чувство дежавю, как будто бы никуда и не уезжал.
На поляне были замечены знакомые иностранцы: чехи (которые на самом деле словаки) Марек и Мишо, Крис Корбулик, с которым мы познакомились в США, австрияк Матиас, знакомый мне по Чили, а еще натурализовавшийся швейцарец Санек Мараховский, который, как и я, решил прикоснуться к корням.
На следующий день момент истины настал – мы ехали на нижний Мажой. Легкий мандраж, пока несешь лодку вниз, остался точно таким же, как был пять лет назад. И вот мы едем в каньон. Воды по моей оценке много, в 2009 и 2010 году такая была всего один раз, а по меркам тех, кто посещает Алтай каждый год начиная с 2011 – средне-мало. За прошедшие пять лет каскад стало принято ездить по существенно более высокому уровню.
Почти сразу ловлю первое отличие: лодка едет не туда, куда ее запустит та или иная водная структура, а туда, куда нужно. Пороги не смотрели, все помнили линии. Весной в каньоне произошел обвал и на месте порогов Коварный и Недотрога образовался новый порог Недотрога 2.0. Каякеры его не ездят, и в самом сердце Мажоя образовался короткий, но неприятный обнос.
За следующую неделю мы катали каскад много раз. Серега и Ваня упорно прикатывали трассу перед соревнованиями, я катался просто для фана.
К началу соревнований Король Азии чибитская поляна была полностью заставлена палатками и завалена лодками. В первый день прошла мужская квалификация, ничем особым не запомнившаяся. Результаты были вполне предсказуемыми. Самый интересный день соревнований – второй. Все участники переехали на порог Бегемот, выглянуло солнце и стало, наконец, тепло. Программа была более чем насыщенная: женская квалификация, каяк-кросс, китайская гонка с масстартом, а еще кидание в порог зазевавшихся людей, выкатывание на корме резиновой женщины, плавание Лубягина по Бегемоту на надувной рыбе. Все было организованно на высшем уровне и прошло без существенных затуп, с огоньком, бодро и весело. В каяк-кроссе я дошел до полуфинала, Ваня же занял второе место, уступив Лехе Лукину, Серега – четвертое после Жени Смирнова из Питера. Китайская гонка порадовала веселым месивом под мостом.
День финалов был холодным и пасмурным. Тех, кто катался получше, но в финал не прошел, отправили на страховку, я тоже оказался в этой группе. Спасать никого не пришлось. Заплывший в первом пороге Серега Дзю вылез сам, а его лодку поймали в районе порога Каскадер. Результаты соревнований были достаточно неожиданными и весьма приятными: первое место наконец-то занял Иван Козлачков, второе место – Леха Лукин, третье – Серега Ильин. WW-Schoolплотно оккупировала пьедестал.
Про пати сказать особо нечего. То, что происходит на Алтае, остается на Алтае.
Что хочется сказать про соревнования? Да все просто супер! Парни делают офигенный ивент. Но главная фишка – это особая атмосфера, о которой не написал только ленивый. Король Азии – это мероприятие, которое делают все, и делают для себя: кто-то промучивает призы от спонсоров, кто-то готовит еду на огромную толпу народа, кто-то ставит шатер, кто-то страхует, кто-то отсекает время. Все заняты, все помогают друг-другу, все делают свою работу на совесть. Почему-то на европейской территории страны организация соревнований проходит совсем не так…
Что сказать о Мажое? Да, перед стартом все пять раз, что я ездил каскад, я слегка мандражировал. Но вот чувство переполняющей силы, которое раньше настигало после последнего порога, куда-то пропало. То есть по-прежнему Мажой – одно из лучших мест для сплава в России: интересно, красиво, сложно. Но эмоции как-то затерлись. Впервые меня посетила мысль: «Игрушки бракованные – не радуют…».
Кадрин. Стоит или не стоит. Ударение ставьте, где хотите
Задолго до поездки мы решили разнообразить алтайскую классику чем-нибудь интересным. Бегло пролистав Интернет, мы решили, что хотим на Кадрин. Тогда мы думали, что каякеров на ней еще не было (после прохождения выяснилось, что в 2009 году в составе одной катамаранной группы реку прошел каякер).
Вопрос, который рефреном проходил через все описания реки: Стоит ли Кадрин пешки? Нам предстояло ответить на этот вопрос для каякеров.
К нашей тусе из пяти человек присоединился Леха Лукин и Стас Клинюк. Стас же продавил идею отказаться от изначального плана захода на реку через реки Чебдар и Чекыр, а забраться в самые верховья и начать сплав почти с истока. В теории это экономило день пешки. Оставался вопрос, можно ли сплавляться в истоках? Стас заверил, что, судя по гугловским снимкам со спутника, верховья безлесны, и, следовательно, завалов быть не должно.
Квест с автомобильной заброской вешился очень легко: хозяин бани, где мы парились, предложил свой лесовоз в качестве транспорта. Он же и повез нас на следующий день после окончания соревнований. Надо отдать должное Юрию (так зовут водителя), свои деньги он отработал: трехосный ЗИЛ ехал сперва по дороге, потом по проселку, потом по колее, потом просто по направлению, потом по руслу ручья. Автомобильная заброска кончилась там, где кончилась всякая возможность ехать дальше даже на монструозном лесовозе.
Первая ночь была самой холодной. Легкие экспедиционные спальники не спасали. Я предусмотрительно сделал себе грелку, залив кипяток в пустую полторашку. Эта хитрость позволила мне проспать полночи. Вторую половину я стучал зубами вместе с большинством команды.
Утро встретило нас толстым слоем инея на тентах и лодках. Но солнце за 15 минут растопило его и стало жарко. Пора было впрягаться в систему и тащить лодки в сторону реки. Скажу сразу, что та часть заброски, что мы прошли пешком, была достаточно легкой. Мы резво поднялись на безымянный перевал, спустились в распадок по охотничьей тропе и побрели вдоль неизвестно откуда взявшегося ручья шириной в полметра – истока Кадрина.
Но приключение не было бы приключением, если бы все шло по плану. Долина Кадрина густо заросла тайгой. Упомянутого лога не было в помине. Где-то к трем часам тропа закончилась, началось болото. Отсюда мы приняли решение плыть.
Завалы. Никогда не думал, что их может быть так много на одной реке. То есть в буреломе было просто всё! Проплыть в лодке 10 метров – редкая удача, просто перекинуть лодку через бревно – удача, пронырнуть под завалом – праздник. А суровая рутина заключалась в том, что плыть было нельзя, идти по берегу – тоже. Вот и получалось, что гружёные лодки мы больше перекидывали через завалы, чем плыли.
Леха Лукин не любит делать неприятные вещи. Поэтому, если деваться некуда, он старается как можно быстрее с ними разделаться. Он и задал темп всей экспедиции. Кто знает Алешу – тот меня поймет. К семи часам вечера мы достигли места стоянки. Я был настолько вымотан, что не смог затащить лодку на берег сам.
Следующий день оказался попроще. Справа впал Чекыр, по которому мы должны были спускаться пешком изначально, расстояние между завалами выросло с десяти метров сперва до 50, потом до 100. Короче, мы уже больше плавали, чем носили. Кроме того, рос совершенно бесполезный в обычном каякинге скилл прыгания через завалы и проныривания под ними. Однако, обнимашки с деревьями не прошли безнаказанно ни для кого: в конце этого дня все драйсьюты нашей группы были порваны. К обеду мы достигли крупного правого притока Улусука. Отсюда возможен полноценный сплав на любом типе судов. Самое сложное было позади.
Что сказать про наш метод заброски? Мы и вправду добрались до стрелки с Улусуком на день быстрее, чем катамаранщики, которые заходили пешком через Чебдар-Чекыр. Полдня мы потратили на автозаброску, полдня шли пешком, в этот же день полдня «плыли». На следующий день еще полдня скачек через завалы, и вот он – Улусук. Итого два дня включая езду на ЗИЛе. Но это стоило нам очень серьезных усилий. Я бы не стал рекомендовать наш вариант заброски никому. На мой взгляд, лучше хорошо идти пешком по тропе, чем обносить завалы каждые две минуты. Специально для катамаранщиков: наш вариант заброски вам не подойдет совсем. Катамаран просто не влезет в истоки Кадрина, его еще сложнее обносить, проныривать под завалами не получится. Лучше воспользуйтесь традиционным маршрутом.
Вот карта нашей заброски: синяя линия - то, что мы проехали на лесовозе, красная - пройденное пешком. Если вы по каким-то причинам решили повторить наш путь, вот здесь лежить GPS-трек. Но если что - я вас предупреждал!
После впадения Улусука воды стало много. Вообще, с водой нам повезло. Ее было больше, чем в любом видосе по реке, что я видел. Еще несколько многолетних завалов – и мы у первого порога – Завальный. Очень необычный и нехарактерный для Алтая порог. К сожалению, насладиться им в полной мере мы не смогли из-за того, что на часах было уже семь вечера и из-за непростого обноса по сыпухе верхней части порога, перегороженной многолетним завалом. Проехали быстро, лишь бы быстрее встать на ночевку.
Настал следующий день, вышли мы часов в девять. Все началось с порога Динозавр. Еще одна уникальная для Алтая штука. К сожалению, на фото скрадывается уклон, а он в пороге огромен. Энтузиазм для прохождения появился не у всех: я, Олег и Андрей динозавра занесли. Остальные проехали без особых приключений.
Следом нас ждали какие-то невыразительнее плюхи. Очень быстро мы приплыли к Сугары – левому притоку, откуда начинается обнос двенадцатиметрового водопада. Но сначала мы пошли разведывать сам водопад на предмет прохождения. Что ж, команда сошлась во мнении, что прыгать можно. Но вот только заход на срез через пятерочный порог, потом собственно полет, потом очень короткая чашка и следующий порог – Водопадный. Не совсем понятно, в какой части чашки всплывешь и как оттуда заходить в следующий порог. Короче, мы все вместе обнесли. Обнос был традиционно непростой: здесь же никто не ходит, троп нет.
После небольшого прогона мы проехали невыразительный порог Караташ, и уперлись в адский ужас Кадрина – порог Уфимский. Поскольку туристические отчеты мы читали плохо, мы не знали, что для обноса надо заранее чалиться направо, и с гиканьем завалились всей толпой в последнее улово.
Уфимский выглядит как мастран. А еще он выглядит, как ужасный ужас. Все начинается с небольшой горки, затем подпертый котел, далее пара сливов через всю реку, затем огромный дроп в скальном сужении и гряда крупных камней, за которой ничего не видно. Я решил, что лучше плохо идти, чем хорошо варится, и отправился на левый берег, где Иван разведал потенциальную возможность обноса. Туда же со мной отправились Олег, Стас и Андрюха.
А в это время Леха Лукин сделал первопрохождение порога Уфимский на реке Кадрин. К сожалению, я этого не видел, но эпичность подвига могу представить. Ваня оценил перспективы обноса, и решил, что лучше вариться, чем ходить: занес подпертый котел, а остальное проехал. За ним то же сделал и Серега.
За Уфимским Кадрин течет через огромный плес. Попадается пара многолетних завалов (завалов на реке больше, чем я видел за всю свою жизнь). Алеша задавал темп, мы старались не отставать. Все таки спортсмен Лукин может сделать соревнование из чего угодно, будь то гладкая гребля или поедание борща. Часам к четырем приехали к порогу Плотовой. Интересная штука, всем понравилось. А дальше снова плес. На ночевку стали как всегда около семи, потому что сил грести дальше просто не осталось.
Ночью нас нещадно атаковали комары и слизняки, норовившие заползти в спальник. Зато в траве по пояс мы нашли пару рогатин и костровище. Было очень приятно увидеть первые признаки присутствия других людей.
Последний сложный порог реки – Кадринские ворота. Леха и Серега посмотрели, остальные проехали за ними.
К полудню мы впали в теплые воды Катуни.
Итого на реке от Улусука мы провели два полных дня.
Ну а теперь ответ на главный вопрос нашего эпического путешествия: Стоит ли Кадрин пешки?
Нет, не стоит. За два-три дня мучений и наступаний на собственные яйца вы получите следующее: пять действительно интересных, необычных, нехарактерных для Алтая порогов, а между ними – гладкую воду. На Кадрине отсутствуют фоновые препятствия: либо порог, либо гладкая вода. А в нагрузку еще многолетние завалы и очень непростые обносы, без которых пока не обойтись.
Мы, конечно, не пожалели, что вписались в эту авантюру. Время от времени надо заставлять себя делать что-то этакое, но не часто. Если вы хотите интересного сплава – езжайте на Башкаус, там его в избытке. Хотите экспедишена – тогда вам на Китой. А Кадрин как был экзотикой даже по Алтайским меркам, так ей и останется. Из соцопроса, проведенного в нашей группе выяснено, что никто повторять кадринское приключение не хочет.
Впереди были знакомые и любимые классические реки Алтая. Но об этом в следующей серии.
Фотографии с каяк-кросса и китайской гонки Кирилла Романова, остальные - Андрея Арсеева