За время наших поездок в 2013 году мы напрыгали приличное количество высоких водопадов. В этой статье мы хотели бы поделиться опытом, насколько это возможно в условиях сезона Интернет-каякинга.
Какой водопад считать высоким, а какой нет? По моему мнению, если буфить тот или иной водопад страшно, то его можно отнести к высоким. Граница проходит где-то в районе 10 метров.
Когда же буфить нельзя? Общее правило такое: если дроп выше 10 метров, то делать буф опасно для спины. Их этого правила полно исключений. В сети можно найти кучу фотографий с буфами с 15 и 20 метров, которые кончились вполне благополучно для райдера. Тем не менее, правило про 10 метров стоит запомнить. Итак, если водопад не хочется буфить, то его можно проехать заныром, сложившись в крашпозишн. Об этом и поговорим.
Осмотр
Вряд ли кто-то захочет прыгать высокий водопад без просмотра. С берега вам необходимо оценить достаточно много факторов: заход, срез, количество воды, высоту водопада, чашку, предполагаемую глубину в месте приводнения.
Правильный заход – это 80% успеха прохождения почти любого препятствия. Дать какие-то советы тут нельзя, каждый водопад индивидуален. Не знаете как зайти – спросите у тех, кто знает, или найдите видео с успешным прохождением и посмотрите его. Bomb Flowвам в помощь.
Demshitz Drop на реке Невадос в Чили. Главное - доехать до среза, остальное просто. Очень сложный заход
Срез. Обрывается ли поток под прямым углом (что требует больше навыков для прохождения) или более пологий, типа слайда, обрывающегося далее водопадом (более простой вариант).
Сальто Алерсис, река Мансо, Аргентина. Очень интересная конфигурация среза
Количество воды. Общее правило для водопадов – чем больше воды – тем мягче приземление. Однако, чем больше водопад, тем выше шанс срыва юбки и тем дольше всплывать.
Водопад на среднем Фуе, 15 метров. Воды так много, что можно даже буфить, не опасаясь сломать спину
Высота. Ну тут все понятно. От этого главным образом зависит то, насколько будет страшно.
Чашка. Насколько она большая и спокойная? Не течет ли вода после водопада туда, куда не нужно (за шторку, в карманы, в следующий водопад). Что непосредственно в месте приводнения: мягкий пенный гриб или зеленая вода?
Глубина чашки. Если у вас есть сомнения в глубине чашки, лучше водопад не прыгать. Иногда, правда, случается так, что сомнений не было, потому что сотни каякеров прыгали этот водопад раньше и все проходило благополучно, но кто-то все-таки доныривает до камней на дне… Примеры: Флемингфоссен на реке Раума в Норвегии (говорят, что в чашку не так давно упала скала, с берега ее совершенно не видно) и десятиметровый водопад на реке Йордалселва, также в Норвегии (по очень маленькой воде один наш украинский приятель донырнул до дна и повредил связки голеностопа).
Во всех смыслах выдающийся водопад Флемингфоссен
Оцените собственное состояние перед прыжком. Прохождение водопадов – это сильный стресс, и еще на берегу вы должны понять, сможете ли вы выполнить все задуманное в таком состоянии. Если руки трясутся, ощущается слабость, сухость во рту и сумятица в голове, стоит задуматься, стоит ли оно того.
Крашпозишн
Еще эту штуку называют OregonTuck, дескать это положение придумали орегонские каякеры. С виду все просто: согнуться к деке, убрать весло в сторону. Смысл в том, чтобы минимизировать площадь столкновения с водой в момент приземления и принять максимально безопасную позу.
Но дьявол, как всегда, кроется в мелочах.
Итак, вы сели в лодку перед водопадом, надели юбку, и приготовились зафигачить высоченную срань. У вас в голове есть точный план действий. Еще на берегу сложитесь несколько раз в краш для тренировки. Грудь прижата к юбке, подбородок – к груди, весло лежит на деке параллельно продольной оси лодки, передняя лопатка весла лежит так, чтобы создавать меньше сопротивления при вхождении в воду, рука, оказавшаяся сзади, прижата к спасжилету в районе нижних ребер (а не к деке лодки, т.к. из-за этого во время удара об воду обдириются костяшки пальцев).
Итак, отталкиваемся от берега, поехали. Заход успешно выполнен, вы близко к срезу. Вам нужно набрать скорость чуть выше скорости воды, но ниже, чем та, которая необходима для буфа. Не разгоняйтесь слишком сильно, вы же не хотите улететь буфом. Непосредственно перед срезом воткните весло как на буф, но не дергайте его на себя. Если вы видите, что ваша траектория правильная, то в момент пересечения среза очень плавно проведите его вдоль лодки со скоростью воды и сложитесь в крашпозишн. Если траектория неправильная, то последним гребком можно выправить положение. Этим же гребком вы можете контролировать угол входа в воду.
Десятка на Йордалселве. Последний гребок позволил слегка поднять нос и не перевернуться
Теперь непосредственно о том, как складываться. Дело в том, что как только лодка перейдет из режима сплава в режим свободного падения, даже малейшее движение пилота будет отражаться на ее траектории, и не всегда в лучшую сторону. Вы должны начать складываться только тогда, когда вы увидели внизу точку предполагаемого приводнения, и не раньше. После этого делаем плавную проводку веслом, одновременно плавно наклоняя корпус вперед, предплечьем, которое оказалось впереди, как бы накрывая деку. Получается, что первым на деку ложится предплечье, затем грудь прижимается к юбке, далее кисть руки, оказавшейся сзади, прижимается к спасжилету в районе ребер, и последним движением наклоняется голова к груди, как бы прячется за предплечьем. Напрягаем мышцы как можно сильнее, чтобы в момент удара об воду нас не разватрушило и не раскрыло. После этого от вас уже ничего не зависит, нужно только ждать. Наслаждаемся свободным падением, испытываем сильный (если мы где-то накосячили или просто водопад был высоким или малорасходным) или несильный удар, встаем, отплевываемся, показываем Brown, принимаем поздравления от друзей. Все чётко.
Перед тем, как согнуться, вы должны увидеть примерно вот это
Примерно так это должно выглядеть со стороны
Разберем типичные ошибки и посмотрим, к чему они могут привести
1. Каякер сложился в краш не доехав до среза. Очень распространенная ошибка. Приводит либо к неправильному заходу на срез, либо к тому, что в полете лодка делает кувырок и каякер приводняется на голову. Чтобы этого не произошло, лодке нужна пусть небольшая, но скорость относительно воды.
2. Скручивание в сторону вместо складывания вперед. Самая распространенная ошибка. Чтобы сложить весло вдоль деки, каякер разворачивает корпус, вместо того, чтобы просто наклониться. Это приводит к тому, что в полете лодка закручивается и падает лагом.
3. Слишком большая скорость перед срезом и слишком резкое сгибание в краш. Тут все просто. Это может привести к буфу со всеми вытекающими последствиями. В любом случае, как бы вы не улетели с водопада – буфом, лагом, вниз головой – всегда группируйтесь в крашпозишн – это самая безопасная поза.
Буф с 21 метра. Райдер чудом остался цел и невридим. Правда, внизу он все же вылез из лодки. Видимо, от удивления.
4. Интересно посмотреть, почему так долго лечу. Встречается у тех, кто только начал прыгать водопады. Время растягивается, и кажется, что проходят минуты. В какой-то момент очень хочется поднять голову и посмотреть, далеко ли еще лететь. Это приводит к разбитому об воду лицу или травмам спины.
5. Весло находится не параллельно продольной оси лодки. Ошибка встречается везде и всюду. Последствия – сломанное весло, сломанный об весло нос и выбитые зубы, разватрушивание в момент приводнения с последующим выниманием из лодки и пр. Очень неприятная штука. В полете у вас нет возможности визуально контролировать положение весла, поэтому руки надо прижимать к чему-то: переднюю - к деке лодки, заднюю – к спасжилету. Или вообще выкинуть весло в полете, но об этом ниже.
Легкие последствия неправильно убранного весла. Пара рассечений на носу и лбу
С веслом или без весла?
При прыжках с высоких водопадов весло является источником потенциальной опасности. Вообще, без него лететь, а особенно приводняться, определенно проще и мягче. Это очень важно на малорасходных и/или высоких водопадах. Перед тем, как решить выкидывать весло на срезе, ответьте для себя на несколько вопросов:
Смогу ли я встать руками в аэрированном потоке в чашке?
Есть ли внизу кто-нибудь в лодке, кто поможет мне, если что-то пойдет не так или просто подберет улетевшее весло?
Не течет ли вода внизу куда-то туда, куда попадать не надо (за шторку, в карманы, в следующий водопад)?
Если ответ хотя бы на один из этих вопросов «Нет», то придется прыгать с веслом или отложить мероприятие до следующего раза, когда везде будет ответ «Да».
Как же выкидывать весло? Вы зашли на срез, увидели место предполагаемого приводнения, выправили нос последним движением. Потом вы начинаете плавно складываться к деке, вытягивая руки вперед, и легким движением кистей (ни в коем случае не стоит выкидывать весло рывком всего корпуса вперед, это может привести к буфу) выкидываете весло вверх. После этого складываете руки на деку или беретесь за переднюю часть кокпита и ждете приводнения. Дальше все как обычно.
Сальто Бонито, Аргентина. Слишком малорасходный и высокий, чтобы прыгать с веслом
Где и как тренироваться?
Чтобы научиться прыгать водопады нужно прыгать водопады. Нужно свободное падение. Для начала вам нужен водопад метров 10, который можно было бы и буфить, и прыгать с заныром, не опасаясь ни сломать спину, ни донырнуть до дна. В России я могу вспомнить только один такой – это последний дроп Куркуре. В Норвегии в Воссе есть упоминавшаяся уже десятка на Йордалселве, но только в среднюю воду, в Коста-Рике - водопад на Рио Асуль. Второй вариант – высокий водопад с пологим срезом. Идеальным вариантом такого дропа является Нилауе в Чили. 18 метров падения, срез устроен так, что накосячить и травмироваться почти невозможно. Идеальный водопад для первого раза. В Норвегии на Рауме есть Ноусбрейкер. Хорошее место, если бы часть струи не уходила под шторку. Есть еще водопад с пологим срезом на реке Екзо, но чашка не очень большая и работает он редко.
Ноусбрейкер. Название как бы говорит нам о необходимости правильно складываться в краш
Экзо. Все же немного высоковато...
Хотите видеоинструкцию о том, как прыгать водопады? Смотрите любую серию BombFlow– SubstentialTVпро крикинг. Парни все снимают очень тщательно и показывают с кучи ракурсов. Там же в разделе уборок можно ознакомиться с последствиями ошибок.
Сезон близко! Всем безопасных полетов во сне и наяву.
Фото мои, Ивана Козлачкова, Андрея Арсеева, Ирины Руновой, Артема Трифонова и Натали Захаровой