Следующем регионном после Восса в Норвежской части нашего Европейского путешествия был Согн. Первым делом мы отправились на речку Смеддалселви, так как большинство из нас раньше ее не плавали, а в известном гайдбуке, который в процессе нашего трипа получил кличку «учебник», обещали «adrop + poolsupersweetawesomedudedreamriver». Но, толи воды в речке было многовато, толи мы не готовы к прохождению реки с целым комбо из американских эпитетов, короче, обносили мы порог за порогом и лишь изредка баловали себя прохождением препятствий. Корячились мы так пока, уже вечером, не встретили московских катамаранщиков! Какого же было мое удивление, когда мы встретили их на небольшой крикинговой речке! А они на огромных четверах! Но, надо признаться, что парни просто молодцы! Выяснилось, что эти брутальные мужики на катах обнесли всего два порога, когда мы могли лишь похвастаться двумя-тремя пройденными. Но, стоит отметить, что набольшие трудности у них вызвали именно те пороги, которые мы проехали.
Катамаращики оказались старыми друзьями Жука - Равиль Айбатулин и компания. Мы вместе встали на ночевку, приятно и интересно было пообщаться с близкими по духу, но в тоже время совсем другими людьми. Кстати, только что Айбатулин прислал нам смс «Мы проехали Манидроп, один киль»! Респекут, мужики! На четверках восьмиметровый водопад!
На утро, оставив соотечественников проходить Смеддалсельву до конца, мы отправились на Согндалсельву.
Верхняя секция представляет собой продолжительный участок, где пороги следуют один за другим, а в нашу, высокую воду, секция вообще превратилась в один безумно длинный порог. Проехав его, большинство из нас, сразу отказалось от мысли плыть вниз к триплдропу – комбинации из трех водопадов. Ну, а тем, кому захотелось, все-таки, проверить судьбу и поплыть дальше, пришлось выбираться из ущелья. Прохождение этой связки водопадов в такую воду представляется невозможным.
На следующий день мы прокатили каньоны Ёстедолы, после чего пошли втыкать на самый большой ледник Европы – Jolstedalsbreen. Норвегия в очередной раз продемонстрировала новую грань великолепия своей потрясающей природы. Мы, конечно,не смогли оценить масштаба всего ледника, но и язык, к которому мы подошли, впечатлял и завораживал. Яркие лучи солнца отражались от могучей глыбы льда, из под которой с ревом вырывался мощный поток белесой воды с льдинами и рушился вниз. Переменчивые порывы ветра доносили то тепло солнца, то пронзающий холод от ледника. Норвегия и вправду страна контрастов!
Еще в Италии мы разбили заднее стекло Вяткобаса, сразу заклеили его скотчем, чтоб стекло до конца не разлетелось и так ездили уже пару недель. При каждом закрывании двери задняя спалка орошалась новой горстью мелкого стекла, пора было что-то менять и мы отправились на местную помойку в поисках подходящего стеклозаменителя, но найти ничего подходящего нам не удалось. Зато мы разжились огромной подборой журналов NationalGeographicза конец семидесятых, так что, тем, кто не катается скучать не приходится! Интереснейшие статьи на чопорном и витиеватом английском языке, разбавленные рекламой допотопных автомобилей и раритетных фотоаппаратов – увлекательнейшее чтиво!
За следующие два дня мы проехали связку Шерва – Финна и Шоли по высокой воде! Каякинг, как он есть! Во всех трех речках совершенно разный характер препятствий, но насыщенностьоными просто фантастическая, причем почти все можно ехать с ходу. Все препятствия фановые – едешь по воде, как по бобслейной трассе и совсем не цепляешь камней! Обожаю такой каякинг!
После этого мы отправились на север на Стордансельву. Впервые в этом году в Норвегии нам пришлось плавать в низкую воду. Меня лично это не обрадовало. Из невероятно фановой речка превратилась в скучную, костлявую, непримечательную. Но и здесь без отстрелов и всяческих отжигов не обошлось…
Flemmingfossen
Вечерело. В Норвегии сложно определять время по солнцу, так как оно не опускается за линию горизонта в это время года. Бывает, коснется ее и плывет вдоль, озаряя даль ярко алыми красками. Этакий закат затянувшейся на добрую тройку часов, это вам ни планета Маленького Принца, но тоже не плохо. Но то, что вечерело чувствовалось всем телом, особенно в области живота, еще бы, мы с утра не ели, а время было уже к восьми. Мы уже битый час сидели на парковке у супермаркета, обложенные гаджетами всех сортов и калибров, в зоне вайфай фри доступа. Нам необходимо было посмотреть в Интернете уровень воды в реках и разработать дальнейший маршрут. Споры затянулись… И тут Вятич волевым решением прекращает он-лайн серфинг: «Все, едем на Рауму. Воды сейчас самый раз для водопада Flemmingfossen. Завтра вечером обещают ливень, вода поднимется и у нас больше не появится в этом году шанса сделать это! А секцией на Волдоле придется пожертвовать». И мы отправляемся по сказочной, высокогорной дороге, проходящей через визитную карточку норвежских красот – тропу троллей, прямиком на Flemmingfossen.
Так и не поужинав, мы идем смотреть на 20 метровый водопад. Воды в самый раз! Минут через двадцать, мы делимся на две группы: на тех, кто относится к водопаду Flemmingfossen, как к экскурсионному объекту и на тех, кто собирается его завтра прыгать. Так как я относился ко вторым, мне предстоял сложный вечер, но пока я об этом не догадывался.
Долгожданный ужин. Салатик, жареный Язь, ставшее уже традиционным, питиё из сплавных ботинок спиртового раствора, настоянного на можжевеловых шишечках. После всего этого мы дружненько набились в автобус для последующего вечернего просмотра киношки. Но, перед художественным фильмом, мы решили посмотреть видео с прошлогоднего прохождения Flemmingfossen Эваном Гарсия, Фредом Норквистом и Гэрдом Саросолесом. Линия Эванна была признана идеальной – через левую часть кикера, а линии Фреда и Гэрда допустимыми, заход в которые смещен от идеальной на метр вправо и влево соответственно. Еще раз убедившись в своем решении о прохождении водопада, ложимся спать…
Но заснуть никак не удавалось. Несмотря на усталость, накопившуюся за этот длинный день, веки никак не смыкались. Мысли о завтрашнем прохождении не могли покинуть мою голову, я снова и снова представлял различные линии прохождения. В голове я с сотню раз уже представил, как я делаю траверс на заходе, обхожу бочку справа и ухожу еще ближе к левому берегу, разворачиваю лодку вниз и попадаю на кикер…
За ночь я просыпался раза три, а картина с бушующей мощной водой валящейся вниз все стояла у меня в глазах. Это была сложная ночка.
На утро я проснулся полный решимости СДЕЛАТЬ ЭТО как можно скорее. Я уже третий год рассматриваю Flemmingfossen с точки зрения прохождения, но до этого все как-то не складывалось, то уровень воды не тот, то настрой не боевой. И вот уже прошло более 12 часов мучительного ожидания, полного смешанных переживаний. Предвкушение эмоционального взрыва, после прохождение и пьянящий мандраж терзали меня. Сил ждать больше не было.
На будущее, никому не советую, и себе тоже, принимать решение о прохождении серьезных препятствий заранее. Тактика – пришел, увидел, победил – работает безотказно.
За завтраком Антоха Свешников сказал, что чувствует боль в плече и водопад прыгать, скорее всего, не будет, и предложил себя как страхующего в улове снизу, за что ему и спасибо.
И вот, наконец-то, мы переодетые в сплавную одежду спускаемся к водопаду Flemmingfossen. Явно видно, что Вано тоже хочет поскорее разделаться с этим водопадом – его глаза полны решимости – ждать он не намерен. Но и я его вперед пускать не собираюсь, приходится разыгрывать очередь прохождения на «камень, ножницы, бумага». Фортуна улыбнулась Ивану, ему предстоит первым кинуться в пучину.
Мы еще раз детально просматриваем препятствие, обговариваем нюансы, и вот уже Ваня, сидя в лодке, поднимает руку вверх, это знак, что он готов и сейчас начнет прохождение. Я стаю на берегу, мандраж накатывает новой волной, почему же так сильно бьется сердце? Что же будет, когда я сам буду в роли стартующего?
Вано выходит из улова, траверс дается ему с легкостью, он даже перестает грести, подгадывает момент, целится в нужную точку. И вот Иван уже летит вниз, он зашел на пол метра левее идеальной линии, пролетает мимо кикера, лишь задев его боком лодки, и полностью скрывается в пене. Выплывая из водопада, Вано издает победный крик, который едва не заглушает шум величественного и могучего водопада. Все на берегу выдыхают – с Ваней явно все в порядке!
Наконец наступает долгожданный, а по этому особенно эмоционально яркий, момент - все стропки подтянуты, суставы и мышцы разогреты – пора начинать. В крайний раз проговариваю линию, вспоминаю ориентиры и выхожу на струю. Проходит пару секунд, и я уже нахожусь на перегибе и направляю нос лодки вниз. Лечу прямо на кикер, в долю секунды меня выбрасывает на буф и вот, кажется, что все отлично, но подлый кикер кинул меня не ровно, а немного на крен. В процессе полета крен все увеличивается, складываюсь в «креш позишен». Приводнение, очень мягкое, резкое. То есть, так как я приземлился с креном больше 90 градусов, меня нежно, но стремительно и даже дерзковынуло из лодки и сразу выплюнуло вниз по течению в двух частях (я с веслом и лодка отдельно). Я плыл по озеру ниже водопада, а на моем лице сияла улыбка – я был счастлив!