Много букв и мало фоток, т.к. мой ноутбук со всем отснятым материалом пополнил коллекцию какого-то патагонского клептомана. Рассказ про окончание южноамериканской эпопеи.
Пукон
Everybody who rides the kayak is a friend of mine
Слегка перефразированная цитата Эрленда Лу
Ваня Козлачков уехал в Россию, а я остался, чтобы провести 20 дней в Пуконе, найти новых друзей, поплавать с ними по лучшим рекам и по возможности переехать после этого на Футалефу.
Решить все эти задачи оказалось гораздо проще, чем представлялось вначале, благодаря волшебному месту PuconKayakHostel. Это такая каякерская коммуналка с общей кухней, туалетами и душами. И здесь самая большая тусовка каякеров во всем Пуконе. Здесь я сразу же обрел сперва компанию для сплава, а потом и отличных друзей. День проходил очень просто: неранний подъем, завтрак, обсуждение сдрузьями, куда бы нам поехать поплавать, разговор с хозяином хостела Дейвом о шаттл-басе до реки, каякинг-каякинг-каякин, дорога в хостел, ужин, алкопати (опционально).
Немец Ки на старте верхнего Палгуина. Фото австралийцев, которых не помню как зовут
Первыми моими друзьями стали каякеры из США, также приехавшие по одиночке: Лукас, Кейлоб и Коди. Потом наша тусовка влилась в сильную канадско-американскую группу выпускиников New River Academy. Это самая обычная общеобразовательная школа (типа нашего 10 – 11 класса), но занятия за партой чередуются с лучшим в мире каякингом под присмотром настоящих каяк-учителей. Ребятам из этой группы было по 18 – 19 лет, но плавали они все на невероятно высоком уровне. Их имена: Карсон, Кейлоб, Айзек, Эрик, Сет, Кэти. Если вбить в Youtube«Chilehighlights» или «PuconKayaking 12-13» – вы найдете их всех. Уверен, что через пару лет вместо Bombflowвсе будут дрочить на видео этих парней и девчонок.
Солнечный день на реке, да и драйсьют забыт в кемпинге. Фото австралийцев, которых не помню как зовут
Время от времени мы присоединялись, или к нам присоединялись австралийцы, немцы, чехи, японцы, британцы, чилийцы, перуанцы и еще много кто. При этом я никогда не испытывал дискомфорта или непонимания в общении с другими каякерами. Все-таки, плавающий на лодках народ – это отдельная нация со своим языком, традициями, религией и национальной идеей. Теперь я точно знаю, что, встретив каякера из любой точки света, я смогу найти с ним общей язык.
Про реки Пукона я уже писал раньше, и это глава не про них. Мое выступление нельзя назвать особо удачным. На слайде реки Невадос я травмировал плечо, пропустил три дня сплава и после этого катался крайне осторожно. Да и за время перерыва вода в самых сладких реках региона кончилась. Было очень обидно.
Айзек в пороге Boof-to-swim. Фото MaryKatherine Fields
Друзья всегда помогут в трудную минуту отведать вкуснейшего booty beer. Фото австралийцев, которых не помню как зовут
Тем не менее, каякинга всем и каждому хватило. Каждый день мы ездили по одной - двум секциям. Иногда это были простые раны типа Транкуры, а иногда и высокие водопады. И всегда мне было комфортно сплавляться с моими новыми друзьями. Более опытные райдеры всегда ставили надежную страховку или ждали менее опытных в ключевых местах. Можно было не бояться, что у кого-то не будет нужного снаряжения или нужного навыка для страховки. Так легко и комфортно сплавляться у меня получалось только с моими хорошими русскими друзьями, и заодно каякерами-гидами – Ванькой, Михой, Серегой и немногими другими. А здесь я был уверен в почти незнакомых мне людях. Все-таки средний уровень каякинга в обеих Америках значительно выше чем в России. ,
Шотландец Крис и американец Лукас. Новогоднее пати. Фото Jonny Eldtidge
Отдельная тема – различные пати и праздники, коих на мое пребывание в Каяк-хостеле выдалось много. Палгуинская гонка, Католическое рождество и Новый год. Это всегда было очень весело и интересно. Я узнал кучу алкоигр и нетрадиционных способов смешно убраться. В Новый год, когда вся наша бухая каяк-тусовка стояла на берегу озера Вилларика в ожидании праздничного салюта, я думал о том, что за каких-то 10 дней все эти люди разного возраста, разных национальностей, говорящие на разных языках, стали мне по-настоящему родными.
Отдельная тема
Мы уезжали рано утром, поэтому попрощаться лично не получилось. Оставили этузапись на доске в кухне хостела. Фото Chris Withers
Футалефу
ClassIIIlinesinclassVrapids
Техасский каякер Kile
Попасть на Футу – уже квест. Одинокий каякер имеет богатый выбор возможностей: добраться можно через Чили, на большом автобусе до Пуэрто-Монтт, далее на пароме до Чайтена, далее на маленьком автобусе до деревни Футалефу; через Аргентину на автобусах и автостопом по маршруту Пукон - Сан-Мартин – Барилоче – Эскель – Футалефу; или третьим вариантом – найдя попутчиков на собственной или арендованной машине. Волосы вставали дыбом в предвкушении автобусно-паромного квеста, но мне повезло и я нашел попутчиков в родном Пукон Каяк Хостеле в виде группы британцев на пикапе. Счастью моему не было предела. Йен, Джонни, Крис и прекрасная Фрэн – спасибо вам, что стали моей семьей на те две недели.
Наш пикап полностью заряжен и готов к длинному пути на Футу. Фото Jonny Eldtidge
По дороге мы проехали речку нижний Фуй. Воды было очень много и верхние секции ездить было нельзя, а нижняя напомнила о том, что же такое большая вода. Признаться, после трех недель каякинга на реках, расход которых редко превышал 10 кубов, было очень непривычно. Итак, через два дня пути мы оказались в деревне Футалефу.
Немного об этом месте. Это деревня с населением 1500 человек, расположенная вблизи аргентинской границы в регионе LosLagos. Расположена она крайне неудобно – дорогу с чилийской стоны до нее дотянули всего тридцать лет назад и до сих пор это укатанная грунтовка без покрытия. Все продукты и товары попадают туда тем же путем, что и мы – через паром из Пуэрто-Монта. Поэтому цены в Футе существенно выше, чем в Пуконе. При всем при этом сегодня Фуалефу – это развитый туристический центр: здесь есть гостиницы, хостелы и кемпинги, кафе и рестораны, огромное количество туристических компаний и даже специальный офис, где тупому гринго добрые местные подскажут, где жить, что есть и чем заняться. Футалефу сегодня отмечена во всех путеводителях по Южной Америке и является важным пунктом назначения для многих путешественников со всего света. И все это только из-за одной особенности: деревня Футалефу стоит почти что на берегу одноименной реки, и здесь расположен лучший бигвотер каякинг и рафтринг в мире. Наверное, таким мог бы стать алтайский Акташ с Мажойским каскадом, если бы был расположен не в России…
Вид на деревню с окресных высот/ Мое фото
Футалефу, Фута или просто Фу. Я узнал это название очень давно. Нельзя сказать, чтобы я мечтал сюда попасть. Мнения многих моих друзей-каякеров звучали так:
«Да это Катунь, там вообще ничего нет»
«Ну фиг знает, Троун Рум как Пирамида на Мажое, и еще много гладкой гребли»
Я внимательно изучил видеогайд и был не особо впечатлен. Я представлял себе Футу как алтайский Аргут. Но все оказалось немного по-другому.
Вид с моста в начале секции Bridge-to-Bridgeнесколько озадачил всю нашу тусовку: британцы вообще никогда не видели таких больших рек, а я прикинул, что сейчас в Футе течет два абсолютно чистых, изумрудно-голубых Аргута. Мы заселились в кемпинг CaradelIndio(что переводится как «лицо индейца», потому что одна из скал на противоположном берегу с определенного угла действительно очень похожа на лицо), и там встретили русскую группу в составе Сапы, Юраса, Сереги Клетчатого и Ольги. Трудно описать, как я был рад видеть русских. Все-таки месяц общения на английском и испанском языках очень утомил. Их боевой дух был уничтожен двумя заплывами, один из которых чуть не стоил Сапе жизни. Секцию Bridge-to-Bridge они описали как Hell-to-Hell, рассказали нам о линейке в начале секции. Обычный уровень реки, когда все катаются и кайфуют, составляет от нуля до пятидесяти, сейчас же она показывала 160, но вода потихоньку падала.
То самое лицо индейца. Мое фото
Что ж, у нас было больше десяти дней, и мы решили не торопиться. Что мне очень нравилось в британцах, так это то, что они не фанаты хардбоутинга. Это было как раз то, что мне нужно, ведь плечо по-прежнему болело.
Раскатка лично для меня была долгой и не всегда полезной. Мы много раз проехали самый низ Футы, а также два ее притока: Рио Асуль и Рио Эспалон. Первая – потрясающе красивая река класс 3-4 в неглубоком каньоне. Здесь я нашел самые красивые виды в своей жизни. Все время сплава перед тобой маячит скала «Три Монашки». Это три огромных каменных останца, и при определенной доле фантазии в них действительно можно разглядеть человеческие силуэты. Вторая река – учебный плейран с двумя катальными волнами, на которых можно серфить даже на наших огромных крикинговых пароходах. Как бы то ни было, на Асуле я еще сильнее растянул плечо и Фута отложилась еще на несколько дней.
Старт Рио Асуль и скала "Три Монашки". Фото Jonny Eldtidge
Эспалон и серфинг на пароходе. Фото Jonny Eldtidge
Еще в кемпинге жили бомжи-французы и примкнувший к ним Томас, знакомый читателю по креативам Артема Трифонова. Эти черти пробыли на Футе от месяца и больше и вовсю резвились на огромных волнах реки, катаясь с теми, кто довезет из на машине до пут ина.
Ну а теперь про Реку. Футалефу – это 50 километров вайтвотера, от класс один до класс пять с плюсом, множество разных по характеру секций: каньон с огромными порогами в стриле пул-дроп, продолжительный нонсто вайтвотер в секции Bridge-to-Bridge, простая раскатка внизу, и классический ParkandHuckв виде суперпорогов Зета и Троун Рум. Вода в реке невероятно чистая и теплая. Простые подъезды на старт и финиш, дорога в непосредственной близости от реки (правда, не везде), наличие развитой инфраструктуры в виде кемпингов, гостиниц, хостелов, ресторанов и туристичесикх контор с прокатом лодок и инструкторов, прекрасный суперподробный гайдбук по реке в открытом доступе… И, конечно Вайтвотер контент. Но про него отдельно.
День на четвертый пребывания в CaradelIndioмы поплыли В-2-В под предводительством француза Арно, который уже четвертый сезон работает на Футе сейфети. Характер порогов Футы я вынес в эпиграф главы. Все очень большое, быстрое и мощное, но пространства для маневра всегда хватало. По началу было немного непривычно делать 20 гребков, чтобы попасть на нужную тебе линию, вместо двух-трех. А еще то, что в любую секунду вспухшая внезапно волна может отвезти тебя на 10 - 15 метров в любую сторону, и надо быть готовым к тому, чтобы очень быстро грести обратно на свою линию. Что произойдет с тем, кто потеряет линию, было предельно понятно. Для этого у местных даже есть специальная фразочка – popcorneffect. То есть отберет весло и выдерет из лодки. Наши крикинговые лодки в миг стали сквиртбоутами. На сбойках каждый из нас несколько раз полностью погружался по плечи под воду. Улова – отдельная тема. Они жесткие, большие, кипящие и попадать в них лишний раз совсем не хочется. Большинство неприятностей на Футе у каякеров связано именно со сбойками и уловами. А еще на секции B-2-Bнельзя вылезать. Совсем. Река очень быстрая и широкая, пороги следуют один за другим. По словам Сапы, когда он вылез из лодки, то до спасения он проплыл по-собачьи полтора-два километра и успел подумать о самом плохом. Мне было очень больно делать опоры и эскимосский переворот с правой руки, поэтому после первого порога Футы я для себя решил, что буду ездить только те участки, где я гарантированно не перевернусь. Такие штуки сложно прогнозировать на большой воде, ведь волны нередко захлопываются вместе с лодкой, но алтайский и таджикский опыт большой воды как-то всплыл из памяти и существенных проблем с огромными водными структурами я не испытывал. По итогам прохождения В-2-В у меня сложилось впечатление, что если взять все пороги Аргута, за исключением Карагемского прорыва и Водопада Сапожникова, разместить их на участке длиной 8 км, налить туда в два раза больше теплой чистой воды, то получится как раз Bridge-to-Bridge.
Один из порогов Инферно. На фото большая вода не очень впечатляет. Но на самом деле там именно Инферно. Фото Jonny Eldtidge
На следующий день мы проехали реку от выхода из каньона Инферно до конца. Порог Зета все занесли. Это такая узкая щель, делающая два поворота, куда валится вся река. Линия простая, ее прекрасно видно всем, но вот если налажать, то огромные карманы под каждой из стенок щели ждут горе-каякеров в свои цепкие объятия. Троун Рум - следующий эпичный порог Футы. Во всех видео, что я смотрел до поездки, трон (огромная скала в центре) представлял собой сухой скальный остров. У нас же через него лило… Француз Габриэль проехал, мы занесли и не пожалели. Секцию Терминарор мы ехали без британцев, он устали и отправились в лагерь. Сам одноименный порог я занес. Проверять надежность эскимоса очень не хотелось, а заплывать в пороге категорически не рекомендуется. Это такой местный Порог-водопад Сапожникова: длинный и широкий, есть центральная линия для героев, и несколько линий по краешкам, где все и ездят. Зато очень понравился простой порог Himalayas. Это самые большие волны в Южном полушарии. Все мы визжали как девчонки, карабкаясь на вершину водного Эвереста (название волны) и разгоняясь вниз. Восторгу не было предела.
Наша интернациональная бригада: Йен, Фрэн, Крис и джонни из Британии, Арно и его подругаГаэль из Франции и Томас из Швейцарии. Я с другой стороны фотика
На этом мои приключения на Футе закончились. Было невыносимо жалко, что не удалось проехать самое сладкое: Инферно, Троун Рум и Терминатор. Но, с другой стороны, я точно знал, что вернусь сюда снова и верну должок.
Главная дилемма трипа: продолжать кататься с травмой или забить на белую воду твоей мечты и восстановиться как следует. Я выбрал компромисс. А это всегда плохо. Это всегда ни то ни се.
Не слушайте никого, кто говорит, что Футалефу – это скучно. Те, кто это утверждает либо там не были, либо ничего не проехали, либо оказались на реке в низкую воду. Не судите о реке по видео и фото. Плоская картинка не передает всей гаммы ощущений, которые испытываешь, рубясь через огромные водные структуры реки. Фута – определенно лучшая большая река из тех, что мне доводилось видеть. Из наших рек ее можно сравнить с уже упоминавшимся Аргутом и таджикской Обихингоу. Сапа и Юрас говорят, что много похожего есть на Ниле, но Футалефу намного злее.
Друзья постепенно разъезжались, и это было очень грустно. Наконец, настал и мой черед снова пересечь континент с лодкойи отправиться домой. Но это тема для отдельного креатива. Скажу только, что BuenosAireskayakmissionоказалась квестом 99 уровня сложности, и до дома я добирался аж восемь дней.
Еще раз про Три Монашки и красоты Патагонии. Мое фото
Южная Америка того стоила. Это, пожалуй, было лучшее путешествие моей жизни. Невероятный регион. Я нашел свою вою любимую маленькую реку - Палгуин в Пуконе, и свою любимую огромную реку - Футалефу, Патагония произвела на меня сильнейшее впечатление, у меня появилась сотня новых друзей со всего мира, и я понял, что хоть каякинг и командный вид спорта, в одиночном путешествии нет ничего страшного, ведь для сплава всегда можно найти таких же как ты каякеров, и кататься с ними, несмотря на языковой и культурный барьеры. Ведь каякеры – это отдельная нация, со своим языком, своей религией и своими обычаями.
Я и Ваня Козлачков планируем организовать два каяк-тура в Южную Америку следующей зимой:
Первый в Пукон на новогодние праздники. Это будет путешествие для фанатов стип-крикинга. Крохотные реки с огромным уклоном, водопады, слайды и дропы всех возможных высот и конфигураций.
Второй – на Футалефу во второй половине января. Для фанатов бигвольюма. Десять дней на реке вполне достаточно для хорошего каякера, чтобы проехать всё, что есть.
Присоединяйтесь и разделите наши восторги!
В заключении хочется подбагодарить моих спонсоров: компанию Marmot за одежду и снаряжение, Keen - за отличные сандалии и кроссовки, интернет-манащин Paddler.ru за сплавное снаряжение, Стрим - за драйбэг. Отдельное спасибо Артему Трифонову за лодку.