Немного запоздалый рассказ про то, как мы катались во втором туре для мальчиков
Я думал, что знаю о каякинге многое. За спиной два длинных сезона сплава и работы гидом на лучшей в Азии белой воде: Алтай и Саяны, Гималаи, Тянь-Шань, Джунгария, Памир, Фанские горы. Много хороших рек и много-много катания. Как-то раз друг из Англии сказал: "Ты не можешь называть себя каякером, пока не побывал в Норвегии". Этим летом у меня появился шанс провести месяц в этой северной стране, и я просто не мог его упустить. Шанс этот назывался Школа каякинга ww-school. План поездки был такой: сначала маленькой мобильной командой мы катаемся по рекам "для мальчиков". Это значит, что рек будет очень много, и они будут сложными. Через две недели наша маленькая группа присоединяется к основной команде ww-school в качестве гидов, где на реках попроще мы будем учить каякингу менее опытных райдеров.
В первой части нашего путешествия по Норвегии нас было четверо:
Иван Козлачков, один из самых талантливых каякеров России, инструктор ww-school, давний друг, с которым мы вместе начинали кататься по сложным рекам Алтая,
Михаил Куртянский - инструктор ww-school, а также прорайдер-лыжник. Больше года назад Миха попал в автомобильную аварию и получил очень серьезные повреждения ноги. Аппарат Елизарова Миха снял всего за месяц до нашего трипа. Когда сама идея поездки еще висела на волоске, Миша сказал мне: "Я поеду в Норвегию плавать на лодке в любом случае, ведь каякинг - это единственное удовольствие из тех, что мне позволяет травма".
Алексей Кислов - не каякер, но видеооператор, отправившийся с нами для съемок своего фильма о сплаве под названием "Магия белого"
Ну и я, Свешников Антон - каякер, впервые открывающий для себя Норвегию. Я ехал искать новый регион для сплава, но нашел совсем другое. Но об этом ниже
Мы отправились в Норвегию на своем автомобиле, и дорога заняла у нас два дня. Сплав начался с рек региона Шоа. Нам нужно было пару дней, чтобы раскататься, поэтому начали мы с норвежской классики: Секция Амот на Шоа, Лаген и Ула. Первые две очень похожи наалтайские реки: большой расход и приличный уклон создают огромные волны и бочки, но ширина русла позволяет загодя заметить и объехать все неприятные места. По таким рекам я плавал много раз, и у меня не было никаких проблем, а уж у парней, которые уже не первый и не второйсезон проводят в Норвегии - тем более.
Однако особенной Норвегию делают совсем другие реки. Таких я не видел ни в Сибири, ни в Непале, ни в Средней Азии. Привычные мне реки прорезают путь вниз через мягкие породы, равномерно теряя высоту. Пороги в них образованы скальными обломкам, упавшими в русло. На большинстве норвежских рек все по-другому: они прорезают себе русло через выходы твердых коренных пород. Это означает, что река теряет высоту не равномерно, а ступеньками. Каждая ступенька - водопад или слайд. Воды не много, но это с лихвой компенсируется уклоном. Перепад норвежских рек зачастую составляет 50-70 метров на километр.
На первой же такой реке, относительно простой Уле, я понял, что совсем не умею плавать по таким препятствиям. В семиметровом водопаде я правильно и красиво оттолкнулся от среза и вылетел вперед. Но забыл согнуться и упал на плоское дно лодки с прямой спиной. Стало понятно, что придется очень многому учиться, а еще большему- переучиваться. Ведь Ула - ручей для раскатки по сравнению с тем, что будет впереди. Спустя два месяца травматолог нашел на моем рентгеновском снимке компрессионный перелом позвоночника. Но в тот момент это не имело значения – очень хотелось кататься.
Про Лёху. Профессиональный оператор лыжного видео, он никогда раньше не видел каяков и каякеров. Возможно, благодаря свежему взгляду, отсутствию стереотипов иштампов, его «Магия белого» получилась столь прекрасной. Лёхе удалось в полной мере передать эмоции человека, впервые оказавшегося в Норвегии с каяком. Мои эмоции. А еще Лёха перегонял машину к финишу, развлекал нас бесконечными шутками-прибаутками и радовал своей взлохмаченной бородой.
Норвежские реки относительно коротки и расположены близко друг к другу. Вместе с прекрасно развитой дорожной сетью это позволяет сплавиться по двум-трем рекам в день.
Навык, полученный на азиатских реках, мало пригождался здесь. Не хватало опыта прогнозировать, как поведет себя каяк в том или ином препятствии, порой я даже не мог представить, как можно сплавляться по порогу, перепад которого больше, чем высота четырехэтажного дома. Первое время я полагался на знание рек моими друзьями. Я ехал за Иваном, стараясь в точности повторить его линию движения. Если это удавалось, тогда все было хорошо, а если нет - то я убирался. В таком режиме мы проехали много очень достойных рек: Лангендальсельву, Стордальсельву, Валдоллу, Дриву.
Про Ивана. Сегодня этот кировский парень – один из лучших вайтвотер-каякеров нашей страны. Мы начали заниматься сплавом почти одновременно, но Иван сразу ушел в далекий отрыв. Я долго пытался разгадать, в чем Ванькин секрет. Никаких тренировок 6 дней в неделю, никакого наката по 9 месяцев в году, никакого серьезного занятия спортом в детстве. Просто бывают люди, которым все дается через тяжкий труд и тренировки, а бывают – прирожденные таланты. Иван как раз из вторых – naturalbornkayaker. Я бы многое отдал, чтобы плавать, как он
Примерно через неделю я научился с берега прокладывать линию движения в хаосе пены порогов. Оставалось только побороть свой страх, сеть в лодку и сделать все правильно. Много раз я ловил себя на том, что я знаю, как прыгнутьводопад или проехать порог, но делать этого мне категорически не хочется. Привыкший к сибирским рекам мозг не принимал огромный уклон и скорость воды норвежских рек. В такие моменты очень помогали друзья: одно их присутствие заставляло собраться и побороть свои страхи, чтобы в улове ниже порога услышать: "Все правильно сделал!".
Важнейшим испытанием стала река Форра в северной части Норвегии. Приключение пятого класса сложности на весь день. Все началось с непроходимого по нашей воде водопада метров десяти, который все мы обнесли по берегу. Далее река не давала расслабиться ни на секунду. Большую часть времени был виден только урез препятствия впереди и верхушки деревьев за порогом. В таких случаях кто-либо из нас вылезал на берег, чтобы просмотреть препятствие и говорил там: "Можно ехать: заход справа налево, потом нужно прыгнуть слив метра четыре. Толкаться надо с правой руки". Оставалось только собраться и сделать все правильно. Если бы я сам просматривал порог с берега, я бы обязательно его обнес. За этот длинный сплавной день мы прошли невероятное количество дропов и слайдов. Приятной неожиданностью стал шестиметровый водопад с чистым заходом и мягким приземлением в пену. Мы вдосталь насладились ощущением свободного падения. После Форры я, наконец, почувствовал уверенность в себе.
Про Миху. Мои успехи мало чего стоили в сравнении с прогрессом Миши Крутянского. Он фактически учился заново ходить: мы видели счастье в его глазах, когда он впервые после травмы, хромая, пробежал стометровку, впервые донес на плече каяк от берега до машины, впервые смог спрыгнуть с метровой высоты. Но когда Миха сплавлялся в своей лодке по сложнейшим норвежским рекам, невозможно было предположить, что этот человек больше года носил аппарат Елизарова и совсем недавно от него избавился.
Следующей сложной рекой была Нижняя Раума. Сплавной участок всего два километра длиной. Восемь препятствий, разделенных участками спокойной воды. Звучит совсем не страшно. Но каждое из этих препятствий - ужасный эпический порог или водопад, достойный украсить любую реку в мире. Первое препятствие: крутой слайд с перепадом около 10 метров. В путеводителе "Whitewater Nordway" есть подсказка: не сломайте нос внизу. Слайд разгоняет лодку до невероятной скорости и главное - убрать весло в сторону, чтобы при приводнении не получить этим самым веслом по лицу. Второе препятствие - восьмиметровый красивейший водопад. Таких штук мы напрыгали за две недели уже очень много и больших трудностей он не вызвал. Третий порог - огромный, просто невероятный слайд высотой метров 15. После прохождения Макс Ануфриков сказал: "После этой штуки все мы достойны приглашения на пир к Одину!". После этого следовал еще более ужасный слайд, затем водопад метров пять (самое простое препятствие реки), потом вполне обычный, но опасный порог с двумя бочками, ну и предпоследнее препятствие - слайд, где вначале вода течет через узкие заводные ворота, а затем веером падает вниз по наклонной плите с пятнадцатиметровой высоты. В тот день мои друзья проехали семь порогов Нижней Раумы, а я - только четыре.
Про друзей. Нам посчастливилось пересечься и проехать несколько рек с Максом Ануфриковым, а также с командой каякеров из Питера, Москвы и Базеля: Студом, Саньком Мараховским, Андрюхой Арсеевым, Серегой Николаевым, Петром и Арсением Воскобойниковыми и Серегой Перваком из Киева. Плавать такой большой, но хорошо подготовленной тусовкой по интересным рекам было чистым удовольствием!
Восьмое препятствие - двадцатиметровый водопад Флемингфоссен. Это настоящий монстр: заход очень сложен и если ошибиться, то струя выкинет неудачливого каякера на подводные камни, что чревато переломом спины. Точку приземления с берега не видно и не понятно, что будет ждать внизу: стоячая вода и жесткое приземление или мягкая пена. Ясно одно: водопад проходим… Ваня Козликов и я облазили все берега в попытках разглядеть в водопаде что-то, что убедит нас в безопасности прыжка. Этого мы так и не нашли. Слишком много НО: сложный заход на срез, непонятное приземление и очевидная опасность серьезно покалечиться, если что-то пойдет не так.
-Ты прыгнешь водопад первым?
-Нууууу, нет. А ты?
-И я нет. Пойдем отсюда.
На этом сплав по самой красивой реке, которую я когда-либо видел, был закончен
В правом нижнем углу можно разглядеть наши каски
Следующие две недели в Норвегии мы работали инструкторами в школе каякинга ww-school. Норвежские реки уже не казались мне ужасными, и уже кто-то ехал за мной, стараясь в точности повторить мои движения.
Я ожидал найти в Норвегии новое место для сплава. Но нашел совсем другое, неизмеримо более ценное. Передо мной открылся новый мир каякинга, следующий уровень сплава, требующий от райдера быть быстрее, сильнее и смелее, чем я был в начале путешествия. Сперва было очень сложно: уборки и травмы не давали в полной мере насладиться норвежскими реками, но благодаря моим друзьям Ивану Козлачкову и Михе Крутянскому я поборол свой страх и стал плавать на лодке значительно лучше. Конечно, моего навыка даже на пике формы оказалось недостаточно для такой реки какНижняя Раума. Зато теперь я точно знаю, где и как я проведу следующее лето. Оно пройдет в Норвегии
Фото
Ольга Ляхова
Сергей Первак
Алексей Кислов
Оригинал
Антоха Свешников
Milka, 23-12-2011 00:43
Антоха, спасибо за статью! Очень здорово написано. Как же я вас люблю «гомодрилов», вы просто супер!!!