В этом году каким-то чудом мне удалось протестировать почти все актуальные на сегодняшний день сплавные каяки. Фото: Наташа Чуприкова
Я хочу поделиться своим опытом, потому что он достаточно уникален - на каждой лодке я плавал несколько дней или недель по рекам класса 4-5, и все это в пределах одного сезона и даже иногда в пределах одних и тех же рек. Таким образом, влияние сторонних факторов, снижающих объективность, минимально. Кроме того, я не продаю лодки и не спонсируюсь ни одним каякерским брендом - поэтому у меня нет цели выдвинуть кого-то вперед. Разве что Halti - финского производителя качественной одежды и бивуачного снаряжения и Альпиндустрию, про которую и так все все знают. )
К сожалению, одно из самых важных свойств лодки, прочность полиэтилена, протестировать почти невозможно. Все лодки, на которых я плавал больше недели в этом году, треснули. В целом, это закономерно - они были очень сильно б.у., а в списке пройденных рек много каменистых ручьев и слайдов. Новые лодки не треснули
У меня рост 177 см, вес 75 кг, сплавляюсь давно, в основном в Норвегии. Раньше плавал и на других лодках, но сейчас для большей объективности хочу рассказать именно о тесте в рамках одного сезона, пока свежи воспоминания.
Итак, сезон начался с Pyranha Burn M
Реки: Норвежские регионы Telemark, Buskerud, Sjoa, Otta, More Og Romsdal, Sor-Trondelag и Are в Швеции. В общей сложности 3 недели.
Я пропустил весь предыдущий сезон и зимние тренировки в городе из-за травмы. Поэтому первые сплавные дни на Берне запомнились непредсказуемыми килями. Потом я прикатался к лодке, и начал чувствовать себя в ней весьма комфортно. Уже на второй день я обрадовался тому, что не разучился буфить - и Burn мне в этом помогал. Фото: Сергей Ильин
Ходили слухи, что Берн медленней Дизеля. Однако Семен Лурье и Кирилл Рогачев доказали на соревнованиях ww-run, что это не так. Pyranha Burn отлично режет струи, буфит. Но все-таки что-то в ней было не идеально для меня. Бывало, проваливался на кренах и килялся больше, чем хотелось. Может быть, дело в том, что аутфитинг меня не полностью устраивал. В конце концов, видавший виды и почти что изнасилованный бесконечными слайдами Burn M треснул, и я пересел на
WaveSport Habitat 74
Реки: Регионы в Норвегии: More Og Romsdal, Sjoa, река Driva. Кавказ: Гоначхир, Аманауз и Гранитный каньон (совсем низкая вода).
Первой рекой, на которой я сел в Хабитат, стала Нижняя Раума в Норвегии. Слегка безрассудный поступок, так как раньше я слышал лишь негативные отзывы об этой лодке, а Нижняя Раума - одна из самых сложных рек Норвегии. Фото: Андрей Арсеев
Но сплав в этот день превзошел все мои ожидания. Подозреваю, что большую роль сыграли очень удобные коленные упоры, характерные для всех лодок Wavesport. Я стал чувствовать себя стабильнее. Но Хабитат примерно в полтора раза медленнее Берна. Это почувствовалось сразу - там, где На Берне я делал два гребка, на Хабитате приходилось добавлять еще один-два. На маленькой реке, вроде Гоначхира по низкой воде, Хабитат козырял своим круглым носом и отличной маневренностью. Однако не стоит забывать про весьма плоскую корму - если расслабиться, можно очень красиво полететь через корму. Но если не ошибаться, и заходить во все сливы правильно, проблем с кормовыми свечками почти не возникает. Фото: Оля Ляхова
Кстати, два года назад я плавал на большом, 80-ом Хабитате. Если бы он не треснул через год эксплуатации, продолжал бы сейчас на нем. Но 74-ый, похоже, поинтереснее для паддлеров легче 80 кг.
Ветеран сплавных лодок. В свое время был настолько популярен, что стоил на российском рынке дороже всех остальных лодок, больше 40 000 р. Я плавал на нем еще в 2007 году, но те ощущения описывать не буду. Первые впечатления в этом году - сплав по Карагему на слегка груженой лодке. Nomad оказался очень неповоротливым, по ощущениям в нем было килограмм 15 груза, а на деле - 7. В каждый гребок надо было вкладывать максимум силы, чтобы он был эффективным и толкал лодку через структуры (сбойки, сливы, бочки). Неожиданным разочарованием стали постоянные и неожиданные полеты через корму на мощной воде Аргута и Мажоя. Можно было бы это полностью списать на мою технику, но на остальных лодках на тех же реках я так не летал. С виду большая корма оказалась очень непрактичной в автономе - задняя часть кокпита опущена так низко, что очень тяжело заталкивать объемные вещи в корму. На крикинге Nomad слишком неповортливый. Поднимается на буф тяжелее всех остальных лодок из теста. На большой воде слишком медленный и круглый. Зато Nomad абсолютно предсказуем на кренах и очень устойчив.
Резюме по лодке Dagger Nomad 8.5: Заслуженно уходящий на пенсию ветеран. Пусть он и был когда-то хорошей сплавной лодкой, но сейчас конкуренцию уже не выдержать - есть полно заведомо более выигрышных альтернатив. Кстати, он тоже треснул подо мной. И пришлось пересесть на:
Robson Sporster XL
Реки: Верхний и Средний Чулышман, Куркуре
Лодка заметно отличается от остальных по геометрии. В первую очередь, это превосходный крикер. Бывает такое, что кажется, будто снаряд управляется мысленно. Одним гребком можно развернуть лодку, страверсировать струю, и направить в слив. На Номаде потребовалось бы 3 гребка. Sporster как мячик - скачет по речке. Но и режет струи совсем не как мячик, а как пила! Что и говорить, по форме сразу понятно, что буфит он с пол-гребка все подряд.
Фото: Михаил Говор
Но весь кайф испаряется, как только нагружаешь лодку, или она насасывает воды. Нос тонет в каждой сбойке, лодка теряет всякую легкость и прыть, то есть все свои достоинства. Кстати, нос также неприятно тонет в сбойках и бочках, если забывать (или не уметь) специально его поднимать. Возможно, дело в том, что надо сидеть ближе к корме, или просто сбросить вес.
WaveSport Diesel 70
Реки: Нижнее ущелье Башкауса, Нижний Мажой на Чуе.
Скорее всего, по весу мне больше подошел бы Diesel 80. Но вариантов не было, и Башкаус я поплыл на 70-ом. В первом же пороге (Баррикадный) я забыл, что лодка груженая. Вода у нас была низкая, и я получил несказанное удовольствие от всего Нижнего Ущелья. Все эти косые сливы, кривые бочки и небольшие ступеньки идеально преодолевались на 70-ом Дизеле. Удавалось проплыть большинство порогов, не замочив носа лодки - он с легкостью запрыгивал на все структуры. В целом, мне было очень комфортно и фаново на 70-ом Дизеле, даже немного груженом.
Фото: Михаил Говор
Затем я проплыл нижний Мажой еще пару разу, но уже на Дизеле. По сравнению с первым разом на Номаде, было заметно комфортнее, управляемость повысилась. Но на кренах Diesel 70 ведет себя порой неожиданно - проваливается, закусывает корму. Возможно, мне все-таки нужен 80-ый. За три дня сплава Diesel 70 подо мной не треснул. И это удача, иначе я бы вообще никогда не расплатился
В конце августа, не реке Белая (без воды), во время соревнований WW-Run я также смог попробовать Wavesport Diesel 80 и Pyranha Karnali M. О первом сказать особо нечего - нужна более серьезная вода, чтобы объективно оценить его особенности, например по сравнению с Дизелем 70. Фото: Катерина Белякова
Karnali M - это быстрая и остроконечная лодка, которая, кстати, будет отличным выбором для Карелии. Для крикинга она не подходит, т.к. плохо вращается и совсем тяжело буфит. Но тем, кто не стремится прыгать водопады и проходить сливы исключительно четким буфом, она понравится - из-за скорости и способности держать курс. Кстати, на выкате Мажоя удалось также посидеть в большом ZET Kayaks. К сожалению, почувствовать лодку я не смог - она явно мне велика, и к тому же я болтался в сидушке. Но, судя по всему, у лодок ZET большое будущее.
Однозначного вывода из этого теста сделать нельзя. Я считаю, что лодки Pyranha Burn, Wavesport Habitat, Wavesport Diesel, Robson SporsterXL находятся на одном уровне и жестко конкурируют друг с другом.