Сегодня 1 сентября, т.е. говоря по другому это начало учебного года. Поэтому хватит говорить о том, что уже было и начнем "учится" :) Эта статья посвящена тому, как я понимаю разницу между плоскодонной и круглодонной лодкой для сплава.
Я долгое время сплавлялся на Dagger Nomad, который является типичным представителем круглодонных лодок. С некоторых пор я сплавляюсь на Pyranha Burn - типичная плоскодонка. Многие заметят, что эти лодки сильно разных поколений. Но я думаю, что сравнение возможно, принципиально эти лодки хорошо сбалансированы и каждая из них являлась топовой, но каждая в свое время.
Итак, основные преимущества круглодонной лодки - из-за формы дна она прощает незначительные ошибки в кренах. Но на этом наверное ее преимущества и заканчиваются. Хотя для начинающего падлера это может оказаться чуть ли не основным преимуществом.
Что же можно сказать о плоскодонке? Уже понятно, что к кренам эта лодка относится очень требовательно. И не только к его наличию, но и к его величене. Т.е. к килю может привести как "недокрен" так и "перекрен". На первый взгляд может показаться, что плоское дно это проигрышный вариант, наверное именно по этой причине долгое время все сплавные лодки были круглодонные: Salto, Huck, Nomad, Kompresor, Creeker, Jefe ну и так далее. Но это только на первый взгляд. Долгое время единственной (из популярных в России) плоскодонной лодкой был Necky Blunt , сильный дисбаланс лодки не дал ей стать топовой в мире. Но при этом даже при всех ее недостатках эта лодка пользовалась заслуженной популярностью не только в России.
Так какие преимущества вы получаете от плоскодонки при сплаве? Первое, - наверное самое очевидное - она более вёрткая и, как это не парадоксально, более быстрая. Второе, - она более управляема кренами, говоря другими словами вы можете добиться различного поведения от лодки в зависимости от крена. Неопытный паддлер часто не понимает такого поведения и считает это недостатком. Третье, - это ее лучшая пассивная устойчивость. Четвертое, - нужно меньше усилий для подъема ее на буф. Причем до такой степени, что некоторые мувы возможны только на плоскодонках, но об этом в другой раз. Наверное на этом преимущества заканчиваются. Но, поверьте, этого не мало.
Если положить руку на печонку и спросить меня жалею ли я о тех годах, когда я сплавлялся на Nomad'е? Я отвечу, что нет. До каждой лодки надо дорасти. И скорее всего, я бы не понял плоскодонки в начале своего обучения.
Удачи.
Александр Селиверстов
whitewater, 01-09-2010 21:24
Нифига не согласен со статьей. Был у меня Робсон Чарджер. Тот еще, первый Чарджер. Вот уж где пароход с плоским дном. И сейчас плаваю на Хабитате. Хабитат управляется на кренах легче и быстрее. Но эти крена нужно четко контролировать, продолбал - лег. А на ликвидлоджиках и того говорят круче. А у Чарджера было так - креним-креним-креним лодку, а она не кренится, потому, что плоское дно и борт квадратный, а потом вдруг херак и перевернулся. Но вот уж чего не отнять, так это его пассивной устойчивости, как ты ее назыаешь. Прощает многое. В бочару заехал тупо, без скорости, и тебя еще не факт что перевернет. Бухнулся с камня вниз, шмяк, на дно, всплыл ровно перпендикулярно... Вообщем короче не знаю, у меня другие ощущения от плоского дна. Получаем большую устойчивость, но хуже крена. Может тут и в бортах дело еще, надо смотреть...
admin, 01-09-2010 21:51
Конечно прошу прощения, но первое - Робсон Чарджер очень длинная лодка. И может просто банально не хватать сил. Хотя я сам на нем не плавал, но знавал фанатов этого парохода. Второе - не смею ни сколько приуменьшить ваших возможностей, но есть предположение что «Неопытный паддлер часто не понимает такого поведения и считает это недостатком» - цитата из статьи.
admin, 01-09-2010 21:51
То, что накренил и поехал в сторону крена, при положительной скорости это и так понятно, так ведет себя любая лодка, и степень управляемости зависит от продольного изгиба лодки. Я не много о другом, например сбойка мы подходит к ней почти лагом и в зависимости от величины крена лодка или поедет по ней или ее перескочит или проедет метр и сроет с нее ... На круглой лодке без гребка этот фокус не катит. ;)
whitewater, 01-09-2010 22:30
Робсон Чарджер - 2.54м. Не такая уж и длинная :) Она в объеме - 315 литров. Я вроде мальчик не хиленький, ворочал ее нормально. На опытного паддлера не претендую, но поясни, что имел ввиду под «Неопытный паддлер часто не понимает такого поведения и считает это недостатком». Какого такого ее поведения?
admin, 01-09-2010 22:50
Когда при заезде на вроде бы одинаковую структуру лодка ведет себя по разному, или что еще хуже просто не понимают почему она кильнулась ведь крен был выставлен. Или крен поставил, и поставил в правильную сторону, а лодка легла в сторону крена.
переход дно - борт влияет в основном на величину крена, для одинакового поведения лодки. Можно сказать, что у Чарджер лодку надо будет кренить сильнее. Ну и так далее...
whitewater, 01-09-2010 23:26
Вообщем ладно. Если более опытные товарищи говорят, что плоское дно и квадратный борт - это лучшее управление кренами, чем круглый борт, значит так тому и быть. Но я останусь при своем мнении. Надо попробовать снова сесть в лодку с плоским дном и квадратным бортом и снова попробовать. Опять таки по ощущениям - если приходится слаломить между разбросанными в шахматном порядке камнями и бочками, то по моим ощущениям Хабитатом-80 управлять проще, чем Чарджером. Главное крена не продалбывать, контролировать. Вообщем надо пробовать.
mmvmax, 07-09-2010 11:25
Переход борт-дно вряд ли влияет на величины кренов. Скорее на боковое смещение лодки.
admin, 07-09-2010 11:31
Ну смотри у тебя переход под углом в 90 градусов или переход сильно зализан. Какую лодку надо сильнее кренить?
ananev, 10-09-2010 14:00
Полностью согласен с Арамисом! =) Хотелось бы, конечно, впоследствии услышать и о том, что за «…некоторые мувы, возможные только на плоскодонках», но, это не меняет сути изложенного материала. Уважаемый whitewater, имея представления о нюансах сплава на хабитате, хочу подтвердить, Вам слова гуру то том, что «Неопытный паддлер часто не понимает такого поведения и считает это недостатком». Классифицируя лодки обычно говорят не о форме дна, а о «круглой» или «квадратной» форме борта- именно этот фактор наиболее ярко отражает качества управляемости лодки.
admin, 10-09-2010 20:54
to ananev: ну например буф с дугового гребка. У меня только на плоскодонках это проходит.
whitewater, 10-09-2010 21:18
Уважаемый ananev :) со всей остротой понимаю, что рассматривать дно в отрыве от борта - легкомысленно, о чем в своем первом посте и написал, рассматривая робсон чарджер (квадратный борт и плоское дно). Принимаю на веру слова уважаемых донов о том, что квадратный борт дает больше преимуществ (я правильно понимаю?) по сравнению с бортом круглым (кстати у хабитата он тоже не совсем круглый, если например сравнивать с ЛЛ хефой :) Уж если сказали о преимуществах квадратного борта, хотелось бы услышать от опытных товарищей о возможно имеющихся недостатках. Расскажите пожалуйста.
whitewater, 10-09-2010 21:31
>Итак, основные преимущества круглодонной лодки - из-за формы дна она прощает незначительные ошибки в кренах.
Черт, я перечитал еще раз статью и понял, что у меня ощущения поставлены с ног на голову :) Хочу разобраться все же. Вспоминая ощущения от чарджера (а на нем мне пришлось плавать в том числе и груженым на Снежной и Кутсе) - прощал мне он ошибок значительно больше, чем прощает хабитат. На хабитате легче по моим ощущениям выставлять крена, но сложнее их контролировать, чуть расслабился - можно лечь. На чарджере же я не особо заботился выверенностью кренов - лодка прощала. Такие дела. Я так понял, что именно за этот момент мне пишут фразу «Неопытный паддлер часто не понимает...» Я хоть и неопытный, но понимаю так: круглый борт легче крутится в воде, чем квадратный. Или это есть ошибка и мои ощущения не верны? :)
admin, 10-09-2010 22:04
to whitewater: Ну смотри с кручением круглодонка крутится хуже т.к. у нее типа киль больше. Не совсем правильное сравнение, но другого не подбирается. По поводу Чаржера: 1. У него больше пассивная устойчивость. И по моему она тебя несколько дезориентирует. 2. На лодке с квадратным бортом крен держать легче. Но она более требовательна к его величине. Ну как то так.
whitewater, 10-09-2010 22:16
Ок, спасибо, Саш. :)
admin, 10-09-2010 22:20
Да не во, что ;) А вообще поехали на Кавказ в мае. Там все это на практике можно изучать, а не теоретизировать ;) на свободную тему. ;) Только смотри мест там мало осталось.
whitewater, 11-09-2010 00:59
Полсностью и абсолютно согласен. Надо плавать, а не трындеть. Мне-то уж точно... Запишусь с вами на Кавказ. Хотелось бы и в Норвегию тоже.
whitewater, 11-09-2010 01:06
Ух блин, 350 евров... Записало меня пока в правую колонку. Это я как понял, чуваки, которые потенциально могут поехать, но их могут перебить и их места занять могут те, кто уже отдал деньги, так?
admin, 11-09-2010 01:23
Ну тип да если денег дал, то в левой колонке. А так и в Норвегию поехали...
whitewater, 11-09-2010 11:59
Саш, а как вам денег передать можно с учетом того, что я в регионе?
admin, 11-09-2010 12:03
Можно на мой счет отправить, или передать при случае.