Разумеется, не секрет, что снаряжение не панацея и какое бы оно крутое ни было, это не повысит Ваш уровень сплава. Также и человек в старом и рваном, на убитой лодке может делать всех пальцато одетых каякеров как тузик тапочку. Однако хорошее и правильно подобранное снаряжение несомненно важно и играет большую роль как для начинающих, так и для умудрённых опытом паддлеров. Своими мыслями на эту тему я и собираюсь поделиться
Каякинг для меня (и, я уверен, для многих) в первую очередь является источником получения удовольствия, т.е. получения фана. Но я, например, не могу уже представить себе фан от сплава, если каждая срань заливает мне за шиворот пол а то и целый литр воды, температура которой вполне может оказаться и +4 градуса. Дискомфорт на сплаве и около него может стать источником больших проблем. Особенно если вы ездите реальные срани или находитесь на этапе быстрого и интенсивного роста. Для получения максимального фана от сплава лично мне хочется и думать в процессе только о сплаве, и не размениваться на окружающее.
Можно представить себе следующую ситуацию: вы выбрали себе некий набор снаряжение, и выйдя на сплав чувствуете себя достаточно комфортно, но спустя 2 часа начали подмерзать. Причём очевидно, что работа в порогах вас основательно разогревает и тут больших проблем нет, а вот с остальным. Прогонные участки, на которых вы начинаете больше выматываться, делая ненужные движения, чтобы вас меньше заливало; если сверху ещё и дождь и сильный ветер, то вы будете неуютно чувствовать себя на просмотрах, можете поторопиться и не увидеть чего-то, или плохо запомнить линию движения - всё это увеличивает факторы риска. Также после просмотра (на которых обычно всё-таки остываешь) нужно больше времени чтобы разогреться, а это время не всегда есть, поскольку часто старт в срань идёт из последнего улова над порогом - не разогретые мышцы и связки могут сыграть плохую службу в сложном препятствии. Я уже не говорю просто про возможное переохлаждение и последующее воспаление нервов, суставов, связок... При том, что сплавной день может длиться и 8 часов (больше рана - больше фана), а постоянное подмерзание существенно потребляет энергию организма, которая могла бы быть вами направлена на сплав.
Одежда
Начнём, пожалуй, со сплавной одежды. Я придерживаюсь практики выбора хорошего снаряжения, отталкиваясь не от цены а от качества и покрытия моих нужд. Для себя я давно решил отказаться от неопренового костюма/брюк/верха, потому что, даже в сочетании с непродумаемым верхним слоем (а неопрен прекрасно продувается на ветру, особенно, когда он весь мокрый), он сильно проигрывает "сухому" снаряжению. Основным температурным регулятором в вашем снаряжении должен быть нижний слой, одеваемый под драйтоп/штаны. Термобельё тонкое, толстое, флисовое, поларовое - оно фактически определяет насколько тепло вам будет на сплаве, поэтому отправляясь в долгий тур хорошо иметь несколько комплектов, которые можно комбинировать на разную погоду. К тому же бывают и затяжные дожди, когда термобельё сложно высушить за ночь - на этот случай хорошо иметь ещё один комплектик :)
Для обеспечения комфорта основной задачей стоит не пропустить воду к нижнему слою (т.е. тому, что вас согревает) - здесь может быть драйсьют (полный костюм) или сочетание драйтоп+штаны. К этим элементам есть одно важное требование - они должны сохранять вас сухим бОльшую часть времени. Поэтому для куртки настоятельно рекоммендуется латекс на шее и рукавах, если же у вас _действительно_ есть неприязнь к латексу, то сегодня почти у каждого производителя есть модель с неопреном на шее вместо латекса. Наличие кевлара и прочих усилений на куртке зависит от того, насколько это вам необходимо. Я предпочитаю куртку без всего, потому что она легче и в ней удобнее двигаться - спина и грудь закрыты спасжилетом, а на руки я всегда одеваю налокотники. При выборе штанов стоит обратить внимание на из прочность, ибо ваша задница будет больше всего страдать от камней как на берегу так и в воде при заплыве. Важно, чтобы стык штанов и драйтопа позволял обеспечить минимальное проникновение воды под них. Исходя из этого стоит иметь двойной тубус у драйтопа, и вообще к выбору драйтоп/штаны подходить комплексно. Отдельно стоит сказать о низе штанов - если там латекс или носок, то в случае, когда при заплыве в вас таки накидало воды, можно огрести реальных проблем при выходе из реки, когда у вас в каждой штанине по 20 литров воды и она не может оттуда никуда деться. Если вы не уверены в герметичности пары драйтоп/штаны или часто заплываете, то может быть стоит выбрать штаны без носка и латекса внизу.
Также стоит обратить внимание на количество слоёв одежны у вас на поясе, там их может быть много - стык верх+низ термобелья + штаны+драйтоп (2 слоя) + там же юбка и там же низ спасжилета. Такое большое количество слоёв на пояснице может сильно затруднить движения корпусом, особенно при такой посадке как в лодке. Поэтому стоит стараться минимизировать количество слоёв на талии, например иметь цельный флисовый костюм, или заменить драйтоп с юбкой на драйдек, или использовать драйсьют. Вариаций много. Также при выборе снаряжения обязательно нужно убедиться, что оно не стесняет ваши движения! Просто нужно помнить, что дискомфорт или ограниченность движений на сплаве может иметь серьёзные последствия и лишить главного - фана. Поэтому не стоит экономить - потому что это может оказаться экономией на собственном здоровье.
Обувь
К сплавной обуви можно предъявить следующие требования: она не должна скользить на мокрых камнях, в противном случае можно навернуться на просмотрах/обносах, а также при влезании/вылезании из лодки. В сплавной обуви вы должны комфортно сидеть в лодке, чтобы и распереться можно было нормально и ноги не затекали и правильно размещались на ножной платформе упоров. Третье требование - обувь не должна стать якорем при заплыве, т.е. даже если она наберёт воду, то вода оттуда должна свободно выливаться, чтобы вас за ноги не тащщило по реке. Если у вас штаны без носка, то лучше в обувь одеть неопреновый носок - он смягчит хождение (за счёт упругости и толщины) и сохранит ноги в тепле.
Юбка
Юбка является важным средством, по недопусканию воды в лодку, поэтому её выбор также важен, но в то же время сильно зависит от того как, где и сколько вы сплавляетесь. Если вы плаваете по несложной несильной воде, т.е. вероятность и критичность срыва юбки невысоки, то вам необходимо подобрать юбку так, чтобы она хорошо садилась на кокпит лодки и удобно сидела на талии (не стесняя движений). В это случае вам подойдут юбки с круглой, хорошо тянущейся резинкой (так называемой bungee резинкой). Одним из плюсов такой юбки является то, что существует возможность легко одевать её на лодки с сильно разнящимся размером кокпита. Для тех, кому критично быстро вылезать из лодки (например для новичка), стоит взять юбку со срывной стропой натянутой поперёк юбки в районе колен - это позволит выбить юбку коленом при необходимости, и не тянуться к срывной петле.
Ну а если вы мочите срани или только собираетесь, то здесь необходима юбка с профильной резинкой - она обычно сильно толще, имеет плоский или треугольный профиль. Такие юбки хуже тянутся, хуже натягиваются на кокпит (особенно сухие), зато прекрасно держатся на кокпите, и даже чтобы сорвать её руками иногда требуется приложить достаточно серьёзное усилие. Но зато это даёт большую гарантию, что юбку не сорвёт в самый неподходящий момент. Такие юбки часто имеют достаточно ограниченный набор размеров кокпита, на которые они налезают, т.ч. если у вас несколько сплавных лодок или вы её сменили, то стоит убедиться, что юбка нормально налезет и действительно плотно сидит, иначе стоит сменить/докупить юбку. Помните - это тоже ваша безопасность! Надо ли брать юбку с кевларом? Если вы много ездите по жёсткому маловодномо крикингу, то вероятнее всего - да, однако имхо стоит убедиться в необходимости, потому что усиления кевларом начинают со временем рассыпаться и хорошая юбка может просто испортиться со временем, тогда как такая же без кевлара могла бы вам ещё служить и служить.
Каска
Каска бережёт коробку, в которой ваш мозг помогает вам сплавляться, поэтому штука это важная. Хорошая каска не должна деформироваться руками никоим образом, иначе вы имеете шанс пробить голову, даже не попортив касочку. Убедитесь, что у каски достаточно амортизационной возможности внутри, и если это не так, то доклейте туда пены. Для мочилова сраней очень хорошо, чтобы каска хорошо закрывала лоб, виски, уши и самую верхнюю часть шеи, чтобы не получить туда удар. Если вы боитесь попортить лицо, то хорошо купить интегральный шлем или (при наличии возможности) прикрутить защиту лица. Чтобы мозг не мёрз очень полезно носить подшлемник.
Спасжилет
Спасательный жилет предназначен для вашего спасения в случае острела. Также он защищает ваше тело от ударов при сплава вверх килем и без лодки. Отсюда и основные требования: достаточная плавучесть, хорошая защищённость спины, ну и, разумеется удобство и отсутствие стеснения движений. Хороший спасжилет должен при плотной затяжке хорошо на вас сидеть, позволять делать полный вдох, и не сползать вверх при полном выдохе. Обратите внимание, как спасжилет сидит на талии - если он слишком низко, то это может помешать вам наклоняться, что вызовет проблемы на сплаве при работе корпусом и при эскимосском перевороте. Наличие карманов, спасательного снаряжения можно выбирать в зависимости от того, как и где вы плаваете. Если вы только начинаете, то большой необходимости в этом нет, но если вы мочите срани да ещё и собираетесь спасать на воде, то наличие кармана под рацию, несколько карабинов, трамвайчика и ещё лучше морковки на спасжилете обязательно.
Итак, если вы хорошо экипированы и вложили в это кругленькую сумму, то постарайтесь относиться к снаряжению двояко: на сплаве не нужно о нём думать. Ведь цель его выбора была обеспечить максимальный комфорт, поэтому оно должно быть просто частью вас, а если вы начнёте задумываться о том, что можете его попортить, то это добавит вам головной боли, дискомфорта и лишит части фана; в то же время вне сплава, стоит хорошо о нём заботиться. Как - хорошо описано тут. Также не стоит думать, что снаряжение вечно. Снаряжение стареет, причём как от прямого использования по назначению - сплава, так и от лежания на полке. При интенсивном сплаве драйтоп вряд ли проживёт более 2х сезонов. Штаны без носка живут обычно дольше (они более кондовые). Каски, особенно композитные, сильно страдают от УФ лучей, поэтому их тоже рекоммендуется менять с некоторой периодичностью. Юбки без кевлара живут дольше, чем с; а вот спасжилет, имхо, в любом случае стоит менять каждые 3 года, ибо его плавучесть страдает достаточно сильно.
Хороше снаряжение сильно облегчает жизнь, позволяет не отвлекаться и больше думать о сплаве, и, соответственно, получать больше фана. Оно помогает вам обеспечить должный уровень комфорта и безопасности, а всё остальное - за вами.
Мочите срани, мочите комфортно и безопасно!
Victor Chuprikov
sharikoff, 26-04-2010 10:45
Насчет обуви есть такое мнение - использовать ботинки для аквалангистов. Плюсы вижу такие: 1. Теплее, т.к. неопрен толще (5-6 мм против 3.5 каякерских), 2. Бывает толстая подошва (например 8 мм неопрен + сама подошва), 3. Дешевле. Кто видит здесь минусы?
admin, 26-04-2010 11:47
Спасибо, Alex. У ботинок для бега по воде, есть одно большое преимущество: у них не скользит подошва. Так же можно сказать, что они крепкие. Не знаю про ботинки для аквалангистов, а адидасовские кроссовки для бега у меня живут 2-3 сезона. А «специализированная обувь» обычно сезон с трудом.
chu, 26-04-2010 12:20
2 sharikoff
ну, это персональный выбор. я вот не вижу смысла в 8мм неопрена на ногах. носки 3-4мм, и тапочки вообще без неопрена. При этом я их вообще предпочитаю очень лёгкие.
whitewater, 27-04-2010 22:17
Мне повезло и удалось достать Teva Cherry Bomb. Превосходные тапки. Весьма рекомендую. По холодной погоде я еще носочки поддеваю, вобще кайф: и мягко и тепло. Если бы у нас в России продавалась Тева, я думаю, что счастью многих водников не было бы предела :)
vadimBUM, 28-04-2010 20:42
На счет драйдеков: его ж походу никак не состыковать со штанами герметично, вода проникает через талию как будто голый сидишь. у меня в прошлом году на мсте юбку сорвало с этим драйдеком, так я чуть не помер пока до берега догреб. а если б отстрелился, то точно б помер
admin, 28-04-2010 21:08
Основное преимущество драйдека - свободное дыхание и для действительно экстремального сплава лучше использовать его. И на соревнованиях драйдек дает преимущество. Далее думаем сами ... %) :)
chu, 29-04-2010 00:30
2 vadimBUM
надо понимать, что драйдек это один из вариантов. Мне кажется для родео он вполне подходит и для слалома. Просто нужно понимать, что хорошо закупорившись в шмотки нужно обязательно минимизировать возможные потери движения. Драйдек, драйсьют, цельный комбез термобелья - выбора море :)