Статья посвящена тем структурам, которые образует вода и камень, в которые можно попасть при сплаве. Попробую расставить их в порядке опасности.
Поганка.
Это поток поднимающийся вверх и образующий гриб на поверхности реки. Легко получить макет поганки в ванной опустив работающий душ под воду и направив струю в верх.
Поганки бывают стационарные и мигрирующие (всплывающие). Последние как правило характерны для рек с большим расходом. Сама по себе поганка не опасна. Но если стационарная поганка образована водопадом и стоит в узком месте после водопада, то вы можете на нее просто не выгрести и соответственно будете вечно плавать под водопадом. Поганки хорошо видны при просмотре, но трудно определить на сколько она проходима. Всплывающие поганки опасны тем, что появляются неожиданно и могут скинуть, например, в бочку.
Бочки и котлы.
В примитиве бочка - слив в стоячею воду, где образуется течение направленное на встречу течению реки, основная масса воды под действием кинетической энергии погружается глубоко в воду и часто отразившись от дна поднимаются поганкой ниже по течению. А с поганки вода стекает в бочку образовав обратное течение (обратку).
Котел - это просто запертая бочка (как пример: бочка окруженная камнями).
Каякер в лодке попав в такую западню, не может погрузится на глубину, достать до донной струи и покинуть бочку или котел. А без лодки, практически всегда, его подтапливает и проносит по донной струе, т.к. его собственная плавучесть ничтожна. Никто не обещал, что это произойдет с первой попытки (оборота), но как правило происходит всегда в разумное время для сохранения жизни каякера. Исключения бывают, но не часто. Про то как выходить из бочек в лодке писалось тут и тут.
Что делать если вы остались без лодки и в бочке?
Постарайтесь не отпустить весло, оно вам еще пригодится. Если вас бесконтрольно крутит (варить), то постарайтесь нащупать струю и зацепиться за нее веслом, ногой или рукой - это может изменить ситуацию. Варить бесконечно вас не может рано или поздно вас утащит под струю. Если вы всплыли на поверхность и понимаете, что та самая запирающая поганка не преодолена и вас тащит обратно в бочку, то не отгребайтесь от нее тратя силы это бесполезно, а пока дают дышать - дышите. А потом просто нырните в струю образующию бочку, она вас утащит ко дну и шанс пронырнуть поганку будет сильно выше.
Жесткие улова. По классике эта структура образуется только на реках с большим расходом. Представьте себе улов, окруженный скалами и мимо проносится поток, который на несколько сантиметров выше чем улов. К тому же в улове не спокойно, он весь в поганках и вода в нем вращается по кругу под действием течения образуя водоворотный улов. Все ваши попытки выйти из этого улова не приносят желаемого результата, вы не можете забраться на такую ступеньку.
Но в последнее время жесткими уловами стали называть любую структуру, из которой не получается выйти без посторонней помощи. Какими они могут быть? Например, у скалы мимо которой проносится поток есть ваступ, за выступом образуется воронка, и если перевернутый каяк попадет в такую воронку, то встать в таком месте крайне тяжело, а после отстрела вы можете как бы залипнуть там. И если эта штука достаточна большая, то вы не сможите достать ногами до скалы, чтобы оттолкнуться от нее, и вам остается надеется только на помощь товарищей. Подобные западни образуются очень многими способами и их не всегда может различить даже опытный глаз.
Завалы и бревна.
Тут все просто. Все представляют себе, что это такое, и какова их опасность. Хочется добавить только следующее: если бревно слегка обливается водой, его очень плохо видно, и вы рискуете его не переехать с наплыва. Что может последовать за этим? У вас подкусывает корму, вы падаете назад и вы в западне. Вас не промоет, бревно не даст. Подныривать идея не супер, можно зацепится на сучок от бревна. А вас будет тащить под бревно потоком. В этом случае старайтесь набрать максимальную скорость перед бревном, что бы пепепрыгнуть через бревно.
В этот же раздел можно отнести мосты, под мостами как правило много строительного мусора и очень опасно проходить низко нависающее мосты с помощью "эскимосского переворота".
Мосты и плотины и прочие препятствия, к которым приложил руку человек, не стоят прохождения, они все не логичны и опасны.
Карманы.
Чаще всего это промоина в скале, в которую направлена небольшая струя (собственно из-за нее и образовалась эта промоина) и под водой она сильно глубже вдается в скалу, чем в надводной части. Опасность в том, что у этой струи не хватает "силы" утопить вас, чтобы протащить по своему пути. Но при этом она вполне может притопить вас, не давая вам возможности дышать. А вам не от чего оттолкнутся ногами, что бы так или иначе покинуть западню. Карманы как правило плохо видны и очень опасны. В описаниях рек обязательно упоминаются все известные карманы.
Но не путайте карманы с просто наклонной стенкой, от нее легко можно отталкиваться ногами. Для человека в лодке и на килю, как правило, карманы не представляют опасности, но бывают исключения.
Сифоны. (Сито)
Сифон бывает образован разными структурами, чаще всего это навал больших камней в реку. И основная часть воды при этом проходит под ними. Со временем проходы забиваются палками и шанс пронырнуть такую штуку становится все меньше, а другого выхода у попавшего в сифон нет. Сифоны бывают полными и частичными. Частичный - это тот, который не закрывает всей реки, а полный - тот, который перекрывает всю реку. Бывают случаи, когда по камням образующим сифон, можно без проблем перейти реку. Как правило сифоны хорошо видны ,но не всегда. В описаниях всегда указывают большие и полные сифоны.
Удачи.
Александр Селиверстов
Sobol, 23-03-2017 14:55
Не нашел видюх, где можно рассмотреть сифоны. Если кто-нибудь накидает ссылок, буду признателен.